Идиш и еврейская культура на нем в Беларуси. История, Холокост, сталинские времена - стр. 11
После присоединения Западной Белоруссии к БССР началась работа по созданию сети еврейских театров. На основе полупрофессиональных театральных коллективов были созданы еврейские театры в Белостоке, Барановичах, Пинске, Гродно, Слониме.
Предвоенный расцвет еврейского театра на идише
Фото из источника в списке литературы [20]
Предвоенный расцвет еврейского театра (перед Второй мировой войной) на идише, как ни странно, имел место. Оставшаяся в Минске труппа «Наш уголок» с советскими властями имела активное сотрудничество. Власти же были в культурном еврейском развитии в Беларуси заинтересованы. Государством идиш серьезно поддерживался. Но причиной был не сам идиш как таковой, и не религиозные соображения. Поддержка идиша обеспечивалась по причине важной роли в государстве партии бунд (еврейской рабочей партии).
В Москву были направлены студенты – беларуские и еврейские. За 4 года они должны были обучиться актерскому мастерству. Руководство еврейскими студентами поручили Михаилу Рафальскому.
В это время в Москве уже шла работа еврейского камерного театра. Этим театром и были приняты еврейские ребята из Беларуси.
Пока ребята отсутствовали, в 1920-м году произошло открытие Купаловского театра.
После того, как еврейские ребята возвратились в Беларусь, в октябре 1926-го года (21 числа), произошло открытие БелГОСЕТа – Беларуского государственного еврейского театра, режиссером которого стал Рафальский.
Трудным периодом в жизни БелГОСЕТа стал период, наступивший после обвинения его директора Рафальского, и ряда актеров в шпионаже в пользу Польши.
Театром осуществлялся выезд на гастроли в беларуские села и города, где было большое количество евреев.
Военная и ранняя послевоенная история еврейского театра
Турция «Красный факел» в Новосибирске Фото из источника в списке литературы [21]
Когда Германия напала на СССР, актеры БелГОСЕТа были в городе Витебске. В скором времени сюда пришла война. Театру пришлось преодолевать огромные трудности, полагаясь только на себя, ему удалось перебраться в Россию (в Новосибирск).
Труппой театра в Новосибирске вместе со всеми крупнейшими театрами СССР ставились спектакли, которые в основном были либо героическими, либо комедийными. Они зачастую посещались красноармейцами и русской публикой, так как спектакли были наполнены не требующими перевода с идиша песнями и танцами.
В конце 1941-го года руководителю театра Виктору Головчинеру удалось убедить Всесоюзный комитет по искусству РСФСР принять решение о финансировании БелГОСЕТа. В 1942-м году (в марте) театром была возобновлена работа в Новосибирске. Актерам театра приходилось жить в весьма неблагоприятных условиях, самостоятельно выполняя технические работы.