Размер шрифта
-
+

И-цзин таро - стр. 3

Истоки текстов этой книги уходят в глубокое историческое прошлое и связаны с мифическим императором Фу-си, жившим, согласно традиции, в начале III тысячелетия до н. э. Эта книга связана также с основателем династии Чжоу – Вэнь-ваном (XI в. до н. э.). Однако первые документальные упоминания об этом произведении относятся к VII—VIII в. до н. э. К этому времени первоначальное значение текста было во многом утрачено и «Канон перемен» использовали в основном для предсказания судьбы – то есть для гадания. Однако многие восточные литературные источники того времени продолжали ссылаться на нее как на философское учение, служащее для описания Мира и происходящих в нем явлений.

Среди древних классических книг Дальнего Востока «Канон перемен» занимает одно из ведущих мест. По своему языку и содержанию она принадлежит к самым загадочным древним текстам. И сколько бы раз ее ни пытались объяснить, она по-прежнему остается полностью непонятой и до конца неясной. Как указывал один из ведущих российских китаеведов Ю. К. Щуцкий: «„Книга перемен“ оказала великое влияние на развитие Духовной науки Китая в самых разных областях: философии, математике, политике, стратегии, теории живописи и музыки и в самом искусстве. „Книга перемен“ всегда пользовалась славой темного и загадочного текста. Несмотря на грандиозность этой древней литературы, понимание некоторых ее текстов до сих пор представляет непреодолимые трудности – столь непривычны и чужды нам те образы, в которых выражены ее концепции».

Над разгадкой этого таинственного текста трудилось множество исследователей с древних времен до наших дней. Лучшие умы Китая, а также сопредельных государств Дальнего Востока – Японии, Кореи, Вьетнама и других азиатских и европейских государств – на протяжении многих веков пытались постичь суть заключенной в нем Истины.

Японский философ Кумадзава Бандзан (1619—1692) на основе этой книги создал целую теорию о Космическом проявлении описанных в ней явлений. В виде четырехугольника он изобразил молчаливо-неподвижный Дух, а вокруг него расположил круг, являющийся образом развивающейся и живодвижущейся материи. В центре четырехугольника он разместил слово Истина, то есть Небесный Путь, а по бокам от него обозначил четыре атрибута Неба: импульс, развитие, оформление и стойкость.

Все они до сотворения мира входят в единую форму Духа. Однако, когда началась космогония и стали существовать образы и тела, все нашло свое место.

Дерево расположилось на Востоке, Огонь – на Юге, Металл – на Западе, а Вода – на Севере (сторон света или секторов магнитного поля). «Форма импульса возбуждает материю Дерева – и рождается весна. Форма развития возбуждает материю Огня – и рождается лето. Форма определения возбуждает материю Металла – и рождается осень. Форма стойкости возбуждает материю Воды – и рождается зима. Дух материи Земли – это Истина. Он находится в центре четырехугольника и на всех его четырех наружных углах. Вот абсолютная форма, которая есть творчество Неба и Земли – его неиссякаемая сокровищница». Заслуга Кумадзавы состоит в том, что он систематизировал исконно известный материал.

Страница 3