Художественные течения конца XIX – середины ХХ века. 24 самых известных художника - стр. 1
Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.
Предисловие
Главным направлением, заявившим о себе еще в XIX веке, но ярко раскрытым лишь только в веке XX, являлся авангардизм.
Авангард в переводе с французского языка обозначает «передовой отряд». Так несколько условно называются все арт-течения, направления, школы, да и творчество отдельных художников, для которых характерны новейшие, экспериментальные взгляды на искусство. Художники-авангардисты отрицают традиции и стремятся к экспериментальному поиску новых форм, направлений и путей творчества. Авангард нельзя назвать художественным стилем, в нем нет единых стилистических признаков. Но всех представителей этого направления, возникшего в начале XX века, объединяло программное, часто выраженное в полемически-наступательной форме противопоставление своего творчества, как традициям существовавшего ранее искусства, так и современным им социально-культурным стереотипам.
Основными чертами авангардистского направления становится попытка выразить эмоции, содержание через колорит. Оттенки больше не обязаны соответствовать натуральной, природной, естественной цветовой гамме изображаемого объекта. Образы включаются в оригинальные композиции, все чаще зрителю предстают продукты художественного творчества, не имеющие хоть какого-то сюжета.
Часто своими шокирующими и приземленными работами художники хотели обратить внимание на дикость и бессмысленность жестокостей только что закончившейся Первой мировой войны. Представители авангарда изыскивали свои пути для достижения этих целей.
К авангардным направлениям в изобразительном искусстве относятся футуризм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, фовизм. Представители каждого из этих стилей искали источники идей или в архаическом искусстве народов Африки, Азии, древних цивилизаций, в новейших достижениях науки, или в глубинной области своего подсознания. Авангардизм дал миру художников-гениев, чье творчество помогает нам взглянуть на мир новым взглядом.
Футуризм – течение, возникшее в Италии в самом начале XX века. Несколько позднее художественное мышление художников-футуристов нашло много приверженцев в России. Ими провозглашалась необходимость нового искусства, созданного молодыми. Правда, затем и их творчество было выкинуто вновь пришедшими творцами. Художники-футуристы на своих картинах старались запечатлеть момент движения, изображая для этого множество ног у коня в разном их положении или множество колес у автомобиля, то есть использовали принцип симультанности (для передачи движения на одно изображение накладывали последовательно все фазы движения). Любимой темой их творчества были в основном достижения современной им цивилизации: машины, паровозы, аэропланы. Представители футуристической школы вложили в художественное творчество импульс динамики, полета и скорости. Яркий представитель этого направления – Умберто Боччони.
Импрессионизм (впечатление) – это одно из основных направлений в живописи, зародившееся во Франции во второй половине XIX века. Импрессионизм – двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма – движущийся, эфемерный, ускользающий мир, поэтому акцент – на уходящее мгновение, и на текущий момент настоящего. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. Импрессионисты – пионеры и основоположники современного искусства. В стиле импрессионизма писали Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Огюст Ренуар, А. Сислей, Камиль Писарро, Базиль, Моризо, американский художник Джеймс Уистлер, Ж. Сера.
Неоимпрессионизм (пуантилизм) – течение в живописи, возникшее во Франции около 1885 года. Этот термин появился для того, чтобы отличать творчество Сера от импрессионистов. Впоследствии стиль Сера также получил название пуантилизм. Для передачи своего впечатления об изображаемом объекте художники-неоимпрессионисты использовали особый стиль письма, при котором чистые, не смешиваемые на палитре краски наносились мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде и придает картинам особое очарование. Его основными представителями были