Размер шрифта
-
+

Христов братец. Русские духовные стихи, легенды и сказки - стр. 28

Старуха понесла к царю сорочки, а Василиса умылась, причесалась, оделась и села под окном. Сидит себе и ждет, что будет. Видит: на двор к старухе идет царский слуга; вошел в горницу и говорит: «Царь-государь хочет видеть искусницу, что работала ему сорочки, и наградить ее из своих царских рук». Пошла Василиса и явилась пред очи царские. Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в нее без памяти. «Нет, – говорит он, – красавица моя! Не расстанусь я с тобою; ты будешь моей женою». Тут взял царь Василису за белые руки, посадил ее подле себя, а там и свадебку сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался об ее судьбе и остался жить при дочери. Старушку Василиса взяла к себе, а куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане.

Об Адаме, житии человеческом и смерти

Адам народился,
Весь мир просветился.
Ева согрешила,
Закон прогневила.
«Адамий, Адамий,
Пойдем мы, Адамий,
Ко Божией церкви.
Станем мы молиться
Господу от желания,
Будем проситься
На трудную землю.
Станем трудиться
Своими трудами.
Нищим милостыню давати,
Мертвых сопровождати.
Сопроводит нас Боже —
Истинный Христос, Свет,
На всем вольном свете».
Бог дает нам много —
Нам кажется мало.
Глаза завидущи,
Руки загребущи, —
Что глаза завидят,
То руки заграбят.
Как мы, грешные, помрем,
Прижмем руки к сердцу,
Останется наше имение-богатство, —
Ничто душе не надо,
Ничто душе не поможет,
Ничто душе не подсобит:
Ни друзья, ни братья,
Ни злато, ни серебро.
Только душе поможет
Милостыня тайна,
Всенощные поклоны.
Вы, гробы, вы, гробы,
Привечные вы наши домы!
Земля, мать сыра земля,
Сыра матерь,
Ты всякому человеку —
Отец иже мати.
Телеса-то наши —
Червям на сточенье;
Кости-то наши —
Земле на предание;
Души наши пойдут,
Пойдут по грехам по своим.
Да слава тут, слава
Честному Адаму!

Гордый богач

Не ведаю где, жил-был себе пан, такой богатый, что карбованцы мерял коробами, золото четвериками, а в медных деньгах и счету не знал. Сколько у него было крестьян, земли, лесов, покосов – нечего и говорить! все равно не пересчитаешь. Ох-ох! да какая ж беда с ним случилась! Из богача сделался он беднее нас грешных: а за что? За то, что Бога позабыл и работал одной нечистой силе. Бывало, добрые люди заутреню слушают в церкви Божией, а у него музыка гудит, да вприсядку отжаривают. В церковь он никогда не ходил, и не ведал, зачем туда люди ходят. Да раз как-то вздумалось ему посмотреть, что такое там деется, и вот на праздник Господень пошел пан вместе с панею к обедне. Все православные Богу молятся, а они стоят себе, поглядывают по сторонам да хохочут. Стал дьякон читать: «Богатые обнищают и взалкают…» – как бежит к нему пан, вырвал из рук книгу и хвать дьякона по лысине: «Как смеешь ты, дурень, такие слова при мне сказывать? Разве я могу обнищать и взалкать? Ах ты, кутейник! погоди ж, я тебе покажу, как надо мной смеяться! Если хоть раз еще осмелишься выговорить такие речи, то я так поподчую тебя на конюшне, что до новых веников не забудешь! Подай чернильницу». Дьякон ни жив, ни мертв со всех ног пустился доставать чернильницу и перо; а поп в алтаре спрятался и трясется бедненькой, словно в лихорадке. Принес дьякон чернильницу и перо. «Смотри, неуч! – говорит пан, – что замараю я, того никогда не читать ни при моей жизни, ни после!» Вдруг поднялась буря, молния поминутно блещет, гром все сильней и сильнее, а потом как ударит – Господи, Твоя воля! – все, кто только был в церкви, так и повалились на пол. Только пан с панею стоят да хохочут. Прибежал староста: «Беда! – говорит, – господской дом горит!» Принялись тушить; да нет, с Богом нельзя спорить. Все начисто сгорело, будто и не было панского двора. Ну, это богачу как плюнуть: явились новые хоромы еще лучше прежних. Только с того самого времени, как станет дьякон читать в церкви и только дойдет до того места, где написано, что богатые обнищают и взалкают, – всякой раз, откуда что возьмется, загремит да и загремит на небе.

Страница 28