Размер шрифта
-
+

Христианство. Как все начиналось - стр. 20

(«приказываю») – в том же экзорцистском смысле, что и отмеченное выше арамейское понятие из кумранской Молитвы Набонида.

Ханине приписывалось множество чудес. Например, в Талмуде он дает жене возможность испечь хлеб, хотя в доме нет муки (В.Т. Таанит 24b–25a). Он превращает уксус в масло, исправляя ошибку дочери, которая налила в субботнюю лампаду не ту жидкость (В.Т. Таанит 25a; ср. чудо Иисуса с превращением воды в вино в Кане – Ин 2:1–11).

Простой народ восхищался подобными людьми, а официальные лица испытывали к ним зависть и антипатию и относились с подозрением. Так было и с ветхозаветными пророками, и с евангельским Иисусом. Сыновняя интонация Хони в разговоре с Богом возмутила Симона бен Шетаха, главного фарисея своего времени: «Симон сын Шетаха послал к нему сказать: если бы ты не был Хони, я бы объявил тебя отлученным, но что я могу сделать тебе, если Бог исполняет волю твою, когда ты привередничаешь пред Ним, подобно тому, как отец исполняет волю своего сына, когда он привередничает перед ним» (М. Таанит 3:8).[12]

Хони и Ханину ругали за капризное поведение перед Отцом Небесным, и мелочные раввины умаляли их достижения. Однако Йоханан бен Заккай не скупился на похвалы Ханине и признавал превосходство его духовной силы. О себе он сказал следующее: «Если бы я хоть целый день просидел, поникнув головой до колен, молитва моя не была бы услышана» (В.Т. Берахот 34b).[13]

Как мы уже сказали, Иосиф Флавий относился к Хони сугубо положительно, считая его очень достойной личностью, «Праведником». Это уважение разделялось и более поздней традицией. Хони сравнивали с пророком Илией, ибо оба они возвращали иудеев к Богу: «Никто так хорошо не приводил людей к служению Святому, благословен Он, как Илия и Хони, Начертатель круга» (Берешит Рабба 13:7).

Вослед народному восхищению раввинистическая литература расточает похвалы и Ханине бен Досе. «Когда умер Ханина бен Доса, не стало мужей дела» (М. Сота 9:15). Судя по использованию слова «дела» (греч. erga) в связи с Иисусом в Новом Завете (Мф 11:2; Лк 24:19), есть веские основания считать, что «мужами дела» названы чудотворцы. Еще одна имплицитная ассоциация с Илией: о Ханине говорили, что ради него был создан будущий век (В.Т. Берахот 61b). Согласно другой легенде, глас с неба постоянно возвещал, что Ханина – сын пред Богом, что он близок Богу. «Каждый день с Небес доносится голос, говорящий: «Весь мир получает пропитание ради Ханины, сына Моего, а Ханине, сыну Моему, хватает кава рожков от кануна одной субботы до кануна другой» (В.Т. Таанит 24b). Сходная хвала Иисусу звучит в евангельских рассказах о крещении и преображении Иисуса (Мф 3:17/Мк 1: 11/Лк 3:22; Мф 17:5/Мк 9:7/Лк 9:35).

Страница 20