Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 25
, что и означает предание себя Богу (основная идея ислама). Т. е. ислам подразумевает абсолютное самоотрицание личности. Изображение живых существ – это первый шаг к их созданию[12], но созидание – это прерогатива только Бога. Соответственно для исламского искусства невозможно и бессмысленно фиксирование человека и его деяний (взаимодействий с обществом, с природой, участие в исторических событиях). Природа также является неотъемлемой частью всеобъемлющего божественного творения, а потому в исламском искусстве она не рассматривается как некая самостоятельная реальность, объект или образ.
Между тем, как и все народы, мусульмане запечатлевали в своих произведениях, в том числе в убранстве интерьеров, свое представление о мире. Это системное правило. Но носители ислама пользовались для этого своим своеобразным кодом – символическим языком абстрактных орнаментальных форм и формул. Божественную полноту мира, его цельность и разнообразие, его логичное и упорядоченное устроение, его красоту и гармонию можно было проецировать в декор исламских произведений бесконечно разнообразными орнаментальными композициями. Их количество не имеет счета, поскольку только так можно передать неисчерпаемое многообразие сотворенного Аллахом мира; об их безграничности свидетельствует свойство орнаментов без ущерба распространяться вширь, прорастать внутрь узора. Другими словами, главным художественным выразителем исламской картины мира стал орнаментальный декор. Это ярчайшая отличительная черта исламского стиля.
Орнаменты в исламском стиле повсюду, выражая беспредельность, организованность и красоту божественного бытия. Орнаментальное богатство изумляет изобретательностью. В интерьере орнаменты на стенах, в прямых перекрытиях, на сводах, в куполах, на архитектурных элементах, в оконных решетках, на тканях, на декоративных изделиях и т. д.
Наиболее последовательно орнаментальный принцип декорирования осуществлялся в оформлении культовых сооружений и связанных с ними (мечети, мавзолеи, медресе и др.), поскольку в их оформлении более всего актуальны божественные формулы гармонии и полноты мира. Но по мере удаления от подобного «эпицентра», во дворцах, в жилых и общественных интерьерах, наряду с орнаментальным декором, могут появляться, хотя и нечасто, изображения, связанные с миром людей. Изображения живых существ допускались в предметах декоративно-прикладного искусства, однако при этом они трактовались либо как орнаментальные вставки (например, медальонного типа), либо как своего рода орнаментальные стилизации. Исламское искусство прославилось