Христианство. Ислам. Интерьеры Средневековья. Пособие для дизайнеров - стр. 15
. Стены венчали антаблементы. Нередко антаблементы опирались на колонны или пилястры с капителями, стоявшие вдоль стен, что привносило в помещения определенный торжественный ритм.
Роскошь интерьеров домусов ослепляла.
Своды «пестро» украшала мозаика или росписи, применялась и вызолоченная обшивка.
Капители у колонн и пилястр бывали золотыми, иногда всю колонну целиком покрывали золотыми пластинами.
При оформлении стен в помещениях домусов пользовались известной по храмовой архитектуре палитрой приемов. В доме Дигениса они «сверкали мрамором…, сиянье излучали»[8]. Или стены украшали композициями, выполненными искрящимися цветом, светом и золотом мозаиками. Например, в триклиниях у Дигениса (кстати, перекрытых золотыми сводами) на стенах «золотой мозаикой» были искусно изображены подвиги героев библейских (Самсона, Давида) и античных (от Ахилла до Александра), а также чудеса, связанные с именами Моисея, Иисуса Навина. «И восхищали зрителей безмерно те картины»[9]. Иногда стены делали просто позолоченными. Еще одним декорационным приемом было покрытие стен керамическими плитками. Помещения, в которые перебирались в сырые зимы, для сохранения тепла обшивали деревянными панелями и драпировали тканями.
Полы делали мозаичными или выстилали дорогими камнями. В рассматриваемом доме Дигениса
Внутренние двери нередко отделывали слоновой костью. Украшали их дверными занавесами.
Раздвигающиеся занавесы использовали также как условные перегородки, разгораживая внутреннее пространство на более камерные фрагменты.
Как и во дворцах, полы и столы покрывали коврами.
Интерьеры домусов украшали статуи.
Для освещения в темное время суток пользовались светильниками, которые выполнялись из керамики или бронзы.
Как и в Древнем Риме, предметом гордости хозяев была серебряная или золотая посуда.
Как можно видеть, в домусах были унаследованы принципы организации и убранства, известные в позднем Древнем Риме. Но в византийских домах они получили ряд новых качеств. Принципиально новым по отношению к Риму было использование в изобразительных композициях – согласно новой картине мира – сюжетов из Библии. Однако в жилых интерьерах библейские мотивы соседствовали с сюжетами из античной истории. По аналогии с культовыми интерьерами можно предположить, во-первых, что новыми стали принципы трактовки художественных форм с акцентированием примата духа над плотью, и, во-вторых, что в светских интерьерных декорациях были задействованы орнаменты с включением христианской символики. И это вновь сопряжено с новой картиной мира. Но возникло и нечто иное, с мировоззрением, казалось бы, не связанное. Это