Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 30
В церковном календаре появляются «местные» праздники – те, которые ежегодно праздновались в честь некоторых князей в дни их кончины не только в тех регионах, где они были захоронены, но и всей русской церковью. Так, например, отмечалась память благоверного князя псковского Довмонта, в крещении – Тимофея, который сбежал от великого князя литовского Миндовга в Псков. Он отличался большой набожностью и мужеством в боях; умер в 1299 г. и был похоронен в псковской соборной церкви. Жители Пскова, особенно в тех случаях, когда они сражались против врагов, обращались к нему в своих молитвах. В 1374 г. князю даже была посвящена церковь.
В этот же период существовали отдельные праздники – торжественные встречи нового митрополита или епископа, которые приходили на свою епархию. Во встрече принимали участие сами князья с княгинями, бояре и все жители города. При рукоположении епископа могли присутствовать князья, которые вместе с духовенством принимали участие в праздничных трапезах. Нередко князья вместе с епископами проводили церковные праздники даже в святых обителях.
Уже в те времена началось чествование чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Эфесской, Боголюбской и др. Из летописей известно, что Эфесская икона Божией Матери, которая, по преданию, была написана св. евангелистом Лукой, находилась в Эфесе, что в Малой Азии. По просьбе преп. Евфросиньи князь Полоцкий прислал ей эту икону от византийского императора Мануила. Сначала она находилась в Спасской обители преп. Евфросиньи, а позже, во время заключения брачного союза князя Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава, была перенесена в Торопецкий соборный храм в 1239 г.
По описанию епископа Макария, в XII–XIII вв. православная церковь на Руси выполняла праздники и посты, установленные византийской церковью, о чем свидетельствуют месяцесловы. Многие праздники и посты упоминаются в летописях, например, Пасха, Пятидесятница, Рождество Богородицы, Благовещение, Рождество Иоанна Предтечи, св. апостолов Петра и Павла, Воздвижение Славного Животворящего Креста Господня; упоминаются недели – Сыропустная, Крестопоклонная, Вербная, посты – Великий, Филиппов. Именно в этот период возникла дискуссия среди священников насчет поста в среду и пятницу в том случае, если на эти дни приходится большой праздник. По старинным канонам, пост в среду и пятницу обязателен в течение всего года и нарушался только в период семи недель Пятидесятницы (т. е. с Пасхи до дня Сошествия Святого Духа) или праздника Рождества Христова. Митрополит Фотий в своем послании ко всему православному духовенству убеждал пастырей, чтобы они «поучали народ строго придерживаться всех четырех постов, установленных еще апостолами: Великий Пост, Петров, Успенский и Рождественский». Он писал, что «во все дни Великого Поста нужно соблюдать сухоядение; только в субботу и воскресенье, а также в Цветную неделю и на Благовещение разрешалось употреблять рыбу». Значит, сухоядение должно было выполняться весь год в среду и пятницу, а иногда и в понедельник, кроме больших недель (на Пасху, Рождество Христово, на Сошествие Святого Духа и в течение недели перед мясопустом, когда нельзя поститься).