Христианские праздники, обряды и таинства в Беларуси в прошлом и настоящем - стр. 29
С самых первых лет существования христианства на Руси были установлены праздники, связанные с новыми именами святых и событиями церковной истории. Так, согласно церковному историку Макарию, при князе Владимире появился праздник в честь перенесения мощей княгини Ольги – первой проповедницы христианства на Руси. Это событие произошло в 1007 г. и является одним из первых летописных описаний праздников на древнерусских землях. В XI–XIII вв. сформировались новые отечественные праздники, связанные с почитанием исторических личностей и с историей церкви. В этот период происходит становление культа первых святых Русской Православной Церкви Бориса и Глеба, перенесение их мощей и канонизация. В православном церковном календаре был установлен праздник 2 мая – в память двукратного перенесения мощей св. мучеников Бориса и Глеба. Первое произошло в 1102 г., когда по приказу великого князя киевского Изяслава их мощи было торжественно перенесены в новую деревянную церковь. Торжества состояли из праздничной литургии, после которой все «праздновали светло»: князья и бояре устроили праздничную трапезу и щедро раздавали милостыню нищим.
Второе перенесение мощей состоялось в 1115 г. при великом князе Владимире Мономахе после окончания строительства нового каменного храма во имя св. Бориса и Глеба в Вышгороде. Согласно летописям, праздник продолжался три дня: начался 1 мая с освящения церкви митрополитом с епископами и устроением пира для духовенства. На второй день были перенесены раки с мощами святых. Раку св. Бориса вез на колеснице сам князь с боярами. Впереди шествие возглавлял митрополит с епископами, игумен, священники, черноризцы (монахи) с зажженными свечами. По сведениям летописцев, народ заполонил все свободное пространство – толпа была настолько большой, что препятствовала движению священной процессии. Чтобы очистить путь, Владимир Мономах приказал бросать в толпу куны, сребреники и разные ткани.
Как пишет епископ Макарий, в XII–XIII вв. были установлены праздники, которые носили всеобщий характер для Православной Церкви: праздник в память появления Божией Матери, установленный князем Андреем Боголюбским около 1158 г.; праздник 27 ноября в воспоминание чудесного знака иконы Божией Матери в Новгороде, установленный новгородским святителем Иоанном в 1169 г.; праздник 23 мая в память открытия мощей св. Леонтия, епископа Ростовского, в 1164 г. Обратим внимание на первый праздник – Всемилостивого Спаса и Пречистой Богородицы – 14 (1) августа, который был установлен в честь победы Андрея Боголюбского над камскими булгарами в XII в. Сегодня этот праздник уже не отмечается, но о его существовании свидетельствует народное название «Спасов день», или «Спас», который отмечается 14 (1) августа.