Христианская каббала: базовые знания и связь с еврейскими аспектами - стр. 1
© Маргарита Акулич, 2021
ISBN 978-5-0053-4669-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Источник: http://www.digital-brilliance.com/
В наши дни заметен рост интереса к каббале читающей и мыслящей публики. Поэтому подготовка и издание предлагаемой книги представляются целесообразными и своевременными.
В данной книге раскрыто понятие христианской каббалы, пересказано о занимавшихся ею особах и их деятельности, о связи христианской кабббалы с еврейскими аспектами.
Перед прочтением предлагаемой книги рекомендуется получить представление о еврейской каббале, этого можно достичь, например, прибегнув к прочтению книги М. Акулич «Еврейская каббала: базовые знания».
I Христианская каббала ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И АСПЕКТЫ
Андрей Рублёв. Троица – икона. Источник: https://zen.yandex.com/media/id/5c08d4a243dc7b00ac4d67c2/chego-ne-mojet-troica-no-mojet-chelovek-5edc79dc2a3811566a23f023
1.1 Понятие и раскрытие христианской каббалы
Понятие христианской каббалы, рассматриваемое с позиций ранней истории.
«В XIII веке в Испании образовалось несколько «влиятельных школ. Здесь работали крупные мыслители (Авраам Абулафия, Моше бен Нахман), были написаны основные каббалистические трактаты, в числе которых знаменитая книга Зоар. Именно из Испании, где в Средние века потрясающим образом соединялись латинская, еврейская и арабская культуры, каббала начала свой путь по Европе. В XV—XVI веках она стала невероятно популярной уже среди христианских мыслителей, породив странное, на первый взгляд, явление «христианской каббалы». (Историк Ованес Акопян. Каббала
для начинающих [16])
Христианскую каббалу рассматривают в качестве мировоззрения, в котором наблюдается синтез древней каббалы и христианского откровения о новом Адаме.
Каббала, на взгляд автора данной книги, наукой не является, наукой, пожалуй, может стать «каббаловедение». Хотя ее значимость от этого не может умалиться.
Христианская каббала родилась во время Ренессанса. Некоторые христианские ученые живо интересовались мистическими аспектами еврейской каббалы, которые ими подвергались интерпретации в соответствии с христианским богословием.
В христианском каббалистическом мировоззрении имело место сочетание еврейской каббалы с христианской мистической мыслью. Получение им серьезного развития происходило в период Возрождения в Европе, оно было распространено среди таких деятелей, как философы, теологи, гуманисты. Христианские мыслители демонстрировали проявление растущего интереса к еврейскому мистицизму.
Пачино ди Буонагвида Древо жизни. Древо Христа. Икона. Источник: http://italiaguidaitalia.com/ru/galereya-akademii/image-263/
На каббалистическое движение повлияло желание интерпретировать аспекты христианства даже более мистически, чем это присуще современным христианским мистикам.
При правлении Мехмета II произошло попадание на европейскую территорию греческих неоплатонических документов из города Константинополя. В христианской Европе имело место распространение неоплатонизма, вошедшего в схоластику в тринадцатом столетии после того, как в Испании были переведены еврейские и греческие каббалистические тексты.
Христианскую Каббалу на ее раннем этапе выражали испанские конверсос из иудаизма с конца тринадцатого столетия до изгнания их из Испании в 1492-м г. К ним относят Авенира Бургосского и Пабло де Эредиа. «Послание тайн» Эредиа» оказалось 1-м узнаваемым произведением христианской каббалы, его цитировал Пьетро Галатино, оказавший влияние на Афанасия Кирхера. Но каббалу Эредиа невозможно назвать реальной, поскольку в ней были всего лишь цитаты из несуществующих каббалистических работ, а также искаженные либо фальшивые цитаты из настоящих каббалистических источников.
Конец пятнадцатого столетия оказался временем трансформации каббалы от явления сугубо еврейского к европейской культуре, произошло совмещение христианской теологии, философии, науки, магии и теургии. В итоге наблюдалось появление 2-х разнящихся феноменальных мистических учений, доктриально разных, но с одним и тем же названием.