Харьков в годы Великой Отечественной войны. Город и война - стр. 52
Он что-то говорит… Мне слышен его голос, но разобрать не могу, – он сидит на другом конце скамейки. Наконец, понял:
– Чи не можна у вас переночувати?
– А ти звідкіль?
– З Дементіївки188 (или что-то в этом роде).
Я собираюсь его расспросить подробнее, почему он, селянский хлопец из неголодающих сейчас сёл, очутился в городе. Но тут его зовут в расположенное рядом кафе. Накормить? Возможно. Я все же сомневаюсь в добрых чувствах владельца кафе. У меня все вертится мысль, уж не собирается ли владелец зазвать мальчика к себе, предварительно накормить, а потом… потом убить и частями продавать… Это возможно, это так возможно сейчас… Но оснований нет. И я ухожу.
… Немцы окружили Ростов-на-Дону и перешли, будто бы, нижнее течение Дона.
… Я решил ехать на село. Теперь начинается страдная пора. Может быть, подработаю хлеба. С этой мыслью зашли я и К-о к заведующему сельхозотделом Управы, надеясь у него получить помощь и совет, куда и как податься с этой целью. Он – руководитель «державних маєтків»189, принадлежащих Управе. Их 16 и, казалось бы, продукция хозяйств должна была бы целиком поступать Управе. Но – нет. Немцы, якобы, уже запретили продавать. Овощи берут по запискам, нарядам – 50% идет в их руки. В наш кооператив – ничего. Хлеб? Хлеб, уверяет руководитель, тоже будет взят немцами. Об этом они уже заговаривают… (неразбор. – А. У.).
– От бачите, – кончает беседу заведующий, – пошлю я вас в маєток, а хліб німці заберуть.
– Але платитимуть? – спрашиваю.
– Платить платитимуть, але грішми и 800 грам зерна на день, яке там же проїсте. Дело ясное, и мы уходим.190
Девять месяцев со дня оккупации Харькова… Ужасные девять месяцев…
28.VII.42. Впервые получил 25.VII.42 хлебные карточки на ребенка и жену. Матери не дали. Матерей кормить не надо!..
Какой-то Герберт Виртген в статье «Два світи»191 («Н. Україна» за 26 и 28 июля) выболтал подлинное лицо нацизма. Ее цель доказать, что фашистской идеологии могут сподобиться только немцы, другим народам уготовится другая идеология.
Во первых, Виртген утверждает, что «Ад. Гітлер ніколи не нав’язував іншому народові своїх націонал-соціялістичних ідей».192
Мы, конечно, и так знали, что Гитлеру наплевать на світогляд193, ему земля нужна.
Во-вторых, «що йдеться зовсім не про те, що будь-який народ прийшов до Німеччини та просто так перебрав собі націонал-соціялістичний світогляд»194.
Но, почему бы не сделать этого, если он такой хороший?!
В-третьих, «націонал-соціялістичні ідеї А. Гітлера властиві німецькому народові і для нього створені. Націонал-соціялістичні ідеї не є дешевим товаром і не будуть ним»