Размер шрифта
-
+

Характер не приговор - стр. 6

Говоря о степени проникновения обсуждаемой поговорки в сообщества арабского мира, отметим, что она разделилась на простенькие народные фразы.

Так, например, среди жителей Алеппо имеет популярность одна мудрость. Палестинцы её обыграли немного по-другому, в Ливане она прижилась в виде своеобразной поговорки, Персидский залив также не остался в стороне и придал ей собственную образную огранку, но и египтяне оказались не менее изобретательными и предложили свою интерпретацию2.

Ознакомившись со всем этим многообразием трактовок, вы могли бы подумать, что они заключены в рамках арабского мира, но это нисколько не походит на истину. Американский писатель Дэвид Борланд в своей статье в одном из научных журналов оставил гневный отзыв на полях о вышеупомянутом высказывании. Он с досадой задаётся вопросом: «И сколько раз люди повторяют, покачивая головой и пожимая плечами: “Да ладно тебе, это же твой характер. Конечно, ты не можешь его перебороть” ».

Как-то мне довелось поинтересоваться у китаянки, есть ли в их культуре аналогичные выражения. Последовал такой ответ: «У нас есть поговорка, которая гласит: “Скорее горы рассыплются и реки поменяют своё русло, чем ты обуздаешь свой природный характер и преобразишься в лучшую сторону”».

Определения характеров, обычаев и врождённых качеств человека

Эта часть книги несколько академична, что может натолкнуть читателя на мысль, что она обязательно скучна и громоздка. Повремените. Опыт подсказывает, что предварительно нужно прийти к общему знаменателю, то есть сойтись с читателями на некоторых исходных положениях, относительно которых будет строиться дальнейшее рассуждение.

Существует ряд определений таких понятий, как «характер», «обычай» и «природное естество», и мы постараемся по мере наших знаний и возможностей собрать и соотнести между собой наиболее популярные и распространённые из них.

Слово «обычай» семантически восходит к арабскому глаголу «привыкать». Его трактуют как общепринятый порядок или укоренившееся правило общественных взаимоотношений, которое удовлетворяет членов социума. Эти правила настолько гармоничны и привычны для человека, что он не испытывает чувства отторжения. Причиной тому служит цикличность действий, другими словами, он постоянно сталкивается со знакомыми для себя ситуациями.

Итак, обычай – это деяние, к которому привязывается и привыкает человек, возвращаясь к нему вновь и вновь ввиду того, что он часто наблюдает аналогичные действия в повседневной жизни знакомых ему людей.

Как правило, арабы не приемлют новых

Страница 6