Гвоздестояние. Методическое пособие - стр. 14
Как часто и по сколько стоять на гвоздях? – вопрос зачастую индивидуальный. Но отмечу общие закономерности:
1) практика по 15—30 секунд доступна всем без исключения, включая детей и пожилых людей (особенно если стоять в плотных носках)
2) практика до 5 минут имеет ярко выраженный «волевой» (на преодоление) и бодрящий эффект. Болезненные ощущения сильно притупляются или почти полностью пропадают у большинства людей в промежуток с 4-й до 6-й минуты на гвоздях.
3) практика от 5 до 10—15 минут имеет успокаивающий, антистрессовый эффект. Его можно усилить или полностью изменить (на бодрящий, например), выполняя во время стояния на доске дополнительные практики. Для опытных гвоздестоятелю они перестают быть «дополнительными», становятся основными – а гвозди действуют уже просто как катализатор, усилитель, «педаль газа» для йогической практики (постуральной, дыхательной, ментальной, эмоциональной – тут уже в зависимости от выбранной практики).
4) практика от 15 минут до 45—60 минут является продвинутой, предполагает выполнение дополнительных техник. Это то, что я называю «Йога на гвоздях». Гвозди выступают здесь чаще всего катализатором процесса. «Простоять какое-то время» не является большой проблемой после сильного снижения болевых ощущений на 4-6-ю минуту стояния. Простоять 10 минуть и простоять 15 минут требует практически тех же усилий, а вот простоять первые 5 минут представляет собой вызов для многих людей. Стояние по 20 или 60 минут даёт примерно те же ощущения – если не делать дополнительные техники. Таким образом, просто стоять на доске дольше 15 минут не имеет большого смысла – если, конечно, человек не поставил себе умозрительную цель «простоять час», которая его\её крайне вдохновляет (это разовое действие, мы говорим о процессе, о Йоге на гвоздях).
5) стоять на гвоздях дольше 45 минут без веской причины или каждый день на протяжении ряда дней я не рекомендую, т. к. это истощает организм. Если вы решили сделать «стальную садхану» – практиковать гвозди ежедневно на протяжении какого-то времени, рационально делать сессии по 5—15 минут и не больше. Это как с закаливаем – если закаливаться неправильно, это путь к хронической усталости, нарушению сна, простудам и вообще болезням, закаливаться (и париться в бане) надо – чётко понимая технологию. То же самое на гвоздях.
Время и частота стояния на гвоздях – целиков зависят от цели гвоздестояния. Это как практика йоги, или посещение спортзала, или бег – нет одного рецепта для всей больницы. Как спринтерский бег, с максимальной скоростью, но в течение 20 секунд, и бег на 10 км имеют разное воздействие на организм, а не прямо пропорциональное только продолжительности, так же и короткие и длинные сессии на гвоздях имеют разные эффекты. А если ещё учесть, что выполнение дополнительных практик – например, Мула-бандхи – может полностью поменять воздействие любой сессии – то мы понимаем, что открыли Америку, а не приплыли в Индию коротким путём. Гвоздестояние – это целый новый раздел Йоги, а не одна точечная практика, имеющая один, заведомо определённый эффект. Тем важнее роль инструктора – и тем важнее хорошо разобраться в нюансах тренировок, даже если гвозди практикуешь только для себя.