Размер шрифта
-
+

Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики. Учебно-методическое пособие - стр. 29

В штайнеровских школах тоже выдвигается требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка, которое имеет конкретные формы претворения на практике. Оно не находится в противоречии с другими «практическими» требованиями любого учебного процесса, не выполняется в ущерб интересам коллектива или процесса обучения. Путь, который выбрала штайнеровская школа в решении этой проблемы, состоит в соединении двух кажущихся несовместимыми противоположностей – индивидуального и коллективного начал – через воспитание типов темпераментов. Индивидуальное воспитание как воспитание темперамента ребенка станет предметом нашего разговора.

Остановимся на соотношении индивидуального и типичного в каждом ребенке. Об индивидуальности говорят по-разному. Для одних это слово означает простой перечень определенных человеческих свойств, а их комбинации в каждом отдельном человеке всегда различны. Для других (и мы разделяем эту точку зрения) эти типичные свойства человеческой природы не есть еще индивидуальное начало. В свете такого понимания индивидуальности личность представляла бы собой набор различных типичных свойств. В этой индивидуальности было бы всего понемножку: от финна или русского, чуть-чуть от человека двадцатого столетия, от женского или мужского начала, от экстраверта или интроверта в виде интеллектуальных, деловых, социальных и других способностей.

В контексте представлений о человеке, которыми пользуется штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем простой набор свойств характера. В ее основе лежат фундаментальные силы, которые ищут индивидуальное неповторимое воплощение.

Именно эту индивидуальность каждый из нас ощущает в другом человеке. Например, перед нами ребенок, скажем Сережа. Он может быть веселым и грустным, прилежным и упрямым, но за всеми этими характерными свойствами стоит уникальная личность. В жизни Сергей может стать типичным преуспевающим деловым мужчиной, а о его внутреннем мире, его индивидуальности будут знать только самые близкие люди. Это в обычной жизни. Вспомним Яна Сибелиуса, Иоганна Себастьяна Баха, Микеланджело или Леонардо да Винчи. Искусствовед, глядя на полотно художника, сразу определит, что перед ним работа великого мастера – это Леонардо да Винчи. Да и мы, слушая радио, сразу скажем, что звучит музыка Яна Сибелиуса. Другими словами, мы определим почерк уникальной личности, который невозможно не узнать. Произведения искусства несут в себе элемент вечного именно потому, что в них запечатлелась неповторимая творческая сила их создателя.

Страница 29