Размер шрифта
-
+

Групповая онлайн-терапия. Исследовательский отчет в виде цикла лекций - стр. 18

Всё начиналось, конечно, с Зигмунда Фрейда. Он со своими коллегами считал, что есть какая-то травма, эта травма вытеснена, и, соответственно, терапевтический процесс заключается в том, что надо как следует поработать, чтобы запустился процесс воспоминания об этих событиях, чтобы произошли интеграция, катарсис. И тогда симптом, с которым обратился человек, покинул бы его, перестал беспокоить.

В этой концепции чувства, которые были адресованы терапевту (то есть то, что будет потом названо переносом), только всё осложняют, их надо как-то избегать. Так считал Фрейд. Однако после случая с Дорой он понял, что перенос – это хорошо, его нужно наоборот прорабатывать и использовать в терапевтических целях. Тогда и выработалась некоторая концепция.

Отношение к этому событию в процессе восстановления вытесненных обстоятельств в памяти пациента – это обязательно нейтральность. Потом она приобрела серьезную концепцию. Я считаю, что есть только техническая нейтральность. Есть и другой процесс – абстиненция.

Эти два процесса: нейтральность и абстиненция – в онлайн-терапии даются проще или сложнее? Можно ли говорить о том, что вот эта часть терапевтического процесса, одна из основных, присутствует в онлайн-терапии?

Мой опыт как индивидуальной, так и групповой терапии говорит, что нейтральность достигается гораздо проще за счет того процесса, что есть гораздо меньшая репрезентация меня как терапевта в терапевтическом пространстве. Поэтому мне легче держать под контролем всё то, что я транслирую в эфир. То же самое касается абстиненции в групповой терапии: я могу постоянно быть в наблюдательной позиции, никак не проявляться и вместе с тем следить за разворачивающимся процессом. Поэтому, по-моему, в онлайн-терапии и нейтральность, и абстинентность даются проще.

Но даже если отстраненность дается легче, надо постараться, чтобы больше присутствовать, поддерживать динамику в группе. Тут всё зависит от этапа развития группы и определенных обстоятельств. Конечно, если происходит какая-то острая ситуация, нужно больше присутствовать, чтобы как-то утилизировать динамические процессы. И в начале работы с группой требуется большее присутствие, чтобы динамика развивалась.

Я этот вопрос решал за счет организации движения непосредственно внутри группы. Как я уже писал, это была, например, игра, которая задавала некоторое русло, в рамках которого группа развивалась. То есть мне не надо было специально приставать к людям: «А что ты думаешь?», «А как ты это прокомментируешь?», «А как ты к этому относишься?». Потому что был процесс в виде правил, который, по сути, представлял меня, но при этом сам я мог не присутствовать. В этом смысле за меня были правила.

Страница 18