Размер шрифта
-
+

Гродно и евреи. История, Холокост, наши дни - стр. 5

«Лидер повстанцев стремится привлечь к более активному участию в борьбе еврейское население. Известно, что еще во время битвы при Саратоге еврейские добровольцы в составе американской армии, самоотверженно боровшиеся с англичанами, завоевали глубокое уважение Костюшко. От их литовско-польских соплеменников он ожидал аналогичного патриотического порыва. Кроме того, Костюшко прекрасно представлял, каким количественным и экономическим потенциалом обладают евреи и какое значение может иметь обращение этого потенциала на нужды восстания. 17 мая 1794 года королевский врач Соломон Полонус (Полонус еще в 1792 году обратился к королю Станиславу Августу с проектом еврейской реформы) призвал еврейскую молодежь в стенах виленской синагоги присоединиться к восставшим за свободу Родины.

Евреи Великого княжества Литовского фактически проигнорировали призыв Полонуса и встретили восстание весьма прохладно, а порой и вовсе заняли пророссийскую позицию. Особое недовольство местного еврейства вызвали поборы и конфискации, к которым повстанцы принудили кагалы.

Лояльность евреев была высоко оценена главнокомандующим русской армии Николаем Репниным. Так, обращаясь к минскому губернатору Неплюеву, Репнин заметил о гродненском кагале: „Все здешние евреи нисколько не сочувствовали польскому бунту, но, напротив, они в усердии своем оказывали нам услуги“. Иначе развивались события на территории Польского Королевства. Определенное количество евреев откликнулось на призыв Костюшко. Известны случаи их участия в нападениях на заставы российской армии и захвата оружия. Варшавские евреи оказали значительную финансовую помощь восстанию. 17 сентября 1794 года повстанческое издание „Gazeta Rzadowa“ опубликовала статью Т. Костюшко „Uwiadomienie o formujacy sie puіku starozakonnych“, в которой автор напомнил евреям о славных традициях Маккавеев, которые вели борьбу за независимость, и добавил: „Нет ни единого жителя на земле Польской, который, усматривая в народном восстании путь к свободе и счастью, всеми силами не стремился содействовать этому. Проникнутые этими чувствами евреи Берек Иоселевич и Иосиф Аронович, памятуя о земле, на которой родились, памятуя о том, что из освобождения ее черпать будут выгоды наравне с другими, изъявили передо мною желание и охоту образовать еврейский полк легкой кавалерии. Хваля таковое их усердие, даю им разрешение вербовать участников указанного корпуса, дабы как можно скорее могли они явиться на службу Речи Посполитой и как можно лучше боролись с врагом“. От еврейских добровольцев лидер повстанцев ожидал активного участия в восстании, а от остальных евреев – финансовой помощи (например, пожертвований на обмундирование полка). Подчеркивая, что в случае победы патриотов евреи „наравне с другими“ смогут насладиться ее плодами, Костюшко отчетливо давал понять, что положительный исход борьбы приведет к равноправию еврейского населения в возрожденной Речи Посполитой. На пост командира полка генерал-лейтенант Костюшко утвердил Берека Иоселевича (1764—1809). Под знамена своего полка Иоселевич собрал около 500 еврейских добровольцев – главным образом – ремесленников варшавского предместья Прага. В своем воззвании он особо отметил „великого мужа“, „нашего опекуна и начальника войск“, „посланника вечного и всемогущего Бога“, „главного вождя народа“ Т. Костюшко…

Страница 5