Размер шрифта
-
+

Граждане неба. Рассказы о монахах и монастырях - стр. 20

Вот как архимандрит рассказывал об этом Андрею Николаевичу Муравьеву, водя его по обрывам меловых скал: «Тут обитал даже при нас тайный отшельник, и мы около полугода о том не знали, удивлялись только, что устье этой пещеры было черно и видали иногда как бы струю дыма, из него исходившую; однажды подстерегли человека, который вдруг скрылся с этой площадки, на которой мы стоим… Я сам пришел сюда и стал умолять неведомого раба Божия выйти из его вертепа[7], дабы не навлечь неприятности на только что зарождавшийся монастырь, если в нем будут скрываться неизвестные люди. Долго не было отзыва на мои увещания, так что я принужден был прибегнуть к угрозам, уверяя, что, несмотря на опасность, найду средство подмоститься к его скале. К общему изумлению, внезапно явился из устья пещеры сухой, изможденный человек еще не преклонных лет, в одной сорочице. Легко перепрыгнул он через пропасть из своей пещеры на острие противолежащего утеса, взлез на наш выступ и, молча поклонившись нам, удалился. Мы не любопытствовали спросить: «Ты кто?» Да он бы и не дал нам ответа. И с тех пор, вот уже шесть лет, никто его не видал!»

Закончим и мы свой очерк этим характерным рассказом, который убеждает лучше всяких рассуждений, что древние русские святыни черпали свою нравственную силу, свое историческое значение не в правительственных распоряжениях и не в средствах казны, а в глубинах духа народного, в том неистребимом религиозном чувстве, которое гнало в дремучие леса добровольных подвижников, которое помогало их одиноким силам истачивать пещерами и переходами каменные утробы скалы и одушевляло их на многолетние тяжкие подвиги отшельничества.

Народ сохранил в сердце свою древнюю Святогорскую пустынь, несмотря на упразднявшие ее существование указы канцелярий. И эта народная святыня любовью народа ожила и продолжает жить, восторжествовав над историческим невежеством людей, чуждых народному духу, – всеми теперь признанная и всеми чтимая.

Владислав Маевский

Афонские рассказы


Православный монастырь Кутлумуш на горе Афон. Фото Adriatikus.


Владислав Альбинович Маевский (1893–1975) – из дворян Полтавской губернии. Как доброволец участвовал в Балканской войне 1912–1913 годов; с 1919 воевал в Белой армии; в 1920 эвакуировался из Крыма в Константинополь, затем переехал в Сербию; в 1931 году окончил богословский факультет Белградского университета, потом работал секретарем Патриарха Сербского Варнавы. После Второй мировой войны переехал в Америку, преподавал в Свято-Тихоновской духовной семинарии в Саут-Кейнане. Будучи секретарем Патриарха Сербского, Маевский имел исключительные возможности посещать православные святыни в Югославии и за ее пределами; трижды побывал на Афоне, впечатления от встреч на Святой Горе отражены в книгах: «Иверская Богоматерь» (1932), «Святая Гора» (1936), «Неугасимый светильник» (1940), «Лавра Хилендар» (1941), «Афонские рассказы» (1950), «Афон и его судьба» (1969).

Страница 20