Говори, не бойся! Искусство публичных выступлений - стр. 12
Принцип «за» и «против»
В своей речи вы представляете две противоположные позиции, а в итоге принимаете одну из сторон или даёте возможность слушателям сделать выбор самостоятельно. Либо утверждаете свою позицию так, чтобы аудитория поверила вам.
Принцип причинно-следственной связи
Удачный принцип построения для речи, посвящённой какой-либо проблеме или событию. Расскажите о причине случившегося, о том, к чему всё привело. Затем переходите к результату и способам его достижения.
Принцип постановки цели
В этом случае вся речь строится вокруг цели, общей для коллектива. Вы планируете путь к ней и предполагаемый результат.
Можно использовать и другие варианты:
Вы не обязаны использовать именно эти способы в своей речи – она может быть построена даже в форме сказки. Но структура обязательна.
Продумайте принцип построения основной части речи-презентации книги-бестселлера. Проявите фантазию.
Заключение. К чему мы идём?
Заключение – это яркая точка в вашем выступлении. А может быть, многоточие, восклицательный знак или вопрос. Всё зависит от того, какое впечатление вы хотите оставить. Оно должно быть кратким, динамичным и очень мощным по содержанию и подаче. Никаких реплик в духе: «Прежде чем закончить, скажу ещё пару слов…» (затем идёт монолог на 30 минут). Помните: в заключении утверждается идея.
Как её утвердить:
• подвести итог или повторить основные тезисы выступления;
• обозначить новые задачи;
• произнести цитату-вывод (аккуратнее с этим пунктом: не говорите «ради красного словца»);
• высказать пожелания или дать советы;
• привести пример того, что идея работает;
• призвать к действию.
Каждая успешная речь неизменно оканчивается призывом. Даже если это торжественная речь, в её финале звучит: «Поднимем же бокалы!..»
Призыв нужен для того, чтобы люди не просто услышали вашу идею, а поняли, как им действовать дальше.
Продумайте итоговые слова для:
• речи-агитации;
• речи-поздравления;
• рекламной речи.
Планы и формулы построения речи
Планирование – не просто очередной тренд современности. Оно помогает запрограммировать желаемый результат.
Искусству планирование тоже не чуждо. Любой режиссёр начинает постановку с действенного анализа. Не будем углубляться в театральные дебри, остановимся вот на чём: одной из важнейших частей этого анализа является разбор пьесы по трём или пяти событиям. Таким образом, текст длиной в 50 страниц с большим количеством персонажей раскладывается на несколько пунктов.