Размер шрифта
-
+

Говори красиво: техники публичного выступления - стр. 15

Также занять руки поможет пульт управления презентацией или маркер, если вы что-то пишете на доске или в чарте. Главное – не крутите его в руках и не делайте мелких движений, потому что люди, как кошки, станут смотреть на то, что быстро движется, отвлекаясь от вас.

Работайте над жестами перед зеркалом, записывайте себя на видео, находите свои фишки и создавайте свой узнаваемый стиль.

6. Взгляд

Еще один важный элемент образа оратора – это взгляд.

Человек с открытым, ясным и прямым взглядом воспринимается благоприятно. Он спокоен, он явно честен и уверен в себе.

А про кого мы скажем: у него «глаза бегают»? Наверное, про того, кто кажется нам неискренним или напуганным. Такой человек либо делал что-то нехорошее и был застигнут врасплох, либо сильно волнуется. А раз волнуется, значит, что-то с ним не так. И мы начинаем додумывать за него: что же не так с нашим собеседником, раз у него глаза бегают? А у него вполне это может быть индивидуальной особенностью. Мой коллега, тренер по переговорам Владимир Козлов, говорил, что есть ораторы, говорящие с людьми, есть – говорящие с гномиками и глядящие куда-то себе под ноги, а есть – те, что говорят с ангелами и смотрят вверх при выступлении. Думаю, что вы встречали и первых, и вторых, и третьих. Ну так мы устроены. Опять же: книги по языку тела довольно категорично интерпретируют движения глаз во время диалога. Посмотрел в одну сторону – значит, вспоминает, в другую – лжет, и так далее. Но мы все-таки все живые и разные, поэтому смотрим тоже по-разному.

Как вы помните, наша задача при построении своего образа оратора – соответствовать представлениям своей аудитории о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому давайте же во всем разберемся.

Главное правило: когда говорите – смотрите на того, с кем говорите.

Во-первых, это вежливо. Во-вторых, вас становится лучше слышно, и это правда. В-третьих, взглядом вы держите внимание аудитории и даже управляете ею.

Если вас учили смотреть поверх голов на заднюю стенку, то так делать не стоит. И вот почему. Взгляду поверх голов учат артистов. Потому что в системе Станиславского происходит игра в четырех стенах, то есть зрителя вроде как нет и артист не должен на него смотреть. Но мы-то с вами – ораторы, мы не играем спектакль, а разговариваем. И разговариваем мы с людьми. А если мы будем смотреть мимо своих собеседников, то ни на кого в итоге не посмотрим. Взгляд наш будет направлен в никуда, и люди начнут отвлекаться, понимая, что вы общаетесь не с ними!

И уж, конечно, не нужно выбирать кого-то одного в пятнадцатом ряду, чтобы смотреть все выступление на него. Пожалейте человека, он ни в чем перед вами не провинился!

Страница 15