Говори красиво: техники публичного выступления - стр. 14
Но люди одинаково устают смотреть и на статичную фигуру, и на постоянно движущуюся. Здесь лучшее решение – чередовать статику и динамику. Постояли немного, потом прошлись. Показали что-то эмоционально рукой – перестали. Если выступаете сидя, то подключайте более крупные движения корпусом: подачу вперед, повороты.
В любом случае ваши жесты должны быть умеренными и плавными. Жестами мы как будто дирижируем своей речью и показываем своим собеседникам, где у нас смысловые акценты.
Наиболее благоприятными жестами будут плавные, мягкие, уместные движения рук от себя к аудитории или же круговые. Когда ладони наши открыты, руки не напряжены и чуть подсогнуты, это выглядит эстетично.
Обратите внимание, что если у вас зажаты мышцы спины (например, в грудном или в шейном отделе от долгой сидячей работы за компьютером), вы будете выглядеть скованно, даже если жестикулируете. Поэтому – спасительный рецепт для свободы движений: бассейн, йога, регулярная растяжка, массаж.
Но даже несмотря на минусы, закрытые жесты могут стать элементом имиджа оратора и добавлять ему узнаваемости.
Вспомните Ангелу Меркель и ее сложенные в подобие расставленных шипов пальцы. Для собеседника не самый приятный жест, согласитесь. Как будто что-то острое и агрессивное направляется на нас.
Но те, кто интересуется политикой, увидев сложенные таким образом руки у оратора, скорее всего, вспомнят именно немецкого канцлера. Это уже цельный сформировавшийся образ. Также определенные жесты присущи и нашим политикам и артистам. Скажем, Жириновский имеет несколько очень характерных жестов – к примеру, он слегка поеживается, двигает плечами во время выступления, касается кончика носа. Артисты разговорного жанра выступают часто с рукой в кармане, держа в другой руке текст или жестикулируя ею.
Ну вот мы вышли к публике, и в самом начале выступления наши руки вдруг показались нам какими-то лишними и неуклюжими. Возникает вопрос: куда их пристроить, чтобы все выглядело гармонично?
Есть простой рецепт. Положите одну ладонь на другую и держите руки на уровне пряжки ремня. Это вполне удобная, эстетичная поза. Она придаст вам спокойствия и уверенности, потому что руки будут пристроены. Но стоять так во время выступления не надо. Это – стартовое положение, из которого вам будет комфортно выходить на более активную жестикуляцию. Руки у нас не должны быть крепко сжаты или напряжены. Пальцы не сплетены в «замок», а значит, мы выглядим и чувствуем себя свободно и уверенно. Если опустите руки ниже – это будет уже вратарь. А поднимете выше – торжественный работник ЗАГСа: «Сегодня у нас сочетаются браком…»