Горький-политик
1
Вопросу реинтерпретации биографии и творчества М. Горького посвящены статьи: Книгге А. Новый или вечный Горький? О проблемах реинтерпретации личности и творчество писателя // Максим Горький и литературные искания XX столетия. Горьковские чтения, Нижний Новгород 2002; Niqueux M. Le renouvellement des études sur Gor’kij (1986–1996) Revue des Études Slaves, Н. 68-4 С. 541–553; в книге Л.А. Спиридоновой «Настоящий Горький»: мифы и реальность», M. 2013 подводится итог публикациям о писателе за последние годы.
2
В Италии произведения М. Горького, за редчайшим исключением, больше не переводятся. В 2017 году вышло новое издание романа Мать, (Editori Riuniti University Press, Roma 2017) спустя десятилетия после последнего перевода.
3
Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность», M. 2013. C. 6.
4
Там же. C. 29.
5
См. Rolet S. Le phénomène Gorki. Le jeune Gorki et ses premiers lecteurs, Lille, 2007.
6
См., например, книги и статьи А. Овчаренко, Б. Бялика, К. Муратовой.
7
Такое отношение свойственно многим русским интеллигентам-эмигрантам, в числе которых: Набоков В. Лекции по русской литературе, M., 1999, Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ, Париж, 1973, а также многим нашим современникам, например, Бем А. Письма о литературе, Прага, 1996, который пишет: «Предательская рука Горького легла на плечи русской литературы» (С. 138).
8
Cм.: Басинский П.В. Максим Горький. Миф и биография, М. 2005 и более новая публикация того же автора Страсти по Максиму Горькому: 9 дней после смерти, М. 2011; к этому же направлению можно отнести и работы Л.А. Спиридоновой, в частности, Настоящий Горький: мифы и реальность, M. 2013.
9
Примочкина Н.Н. Писатель и власть. M. Горький в литературном движении 20-х гг. М., 1996. С. 4–5.
10
Публикации, посвященные Горькому за пределами России после развала Советского Союза, касаются его отношения к политике, оставляя без внимания его художественное значение как писателя. Последние двадцать лет выходило множество его политических биографий, в частности, Yedlin T. M. Gor’kij. A political biography. Westport, Conn.: Praeger, 1999. Elwood L. C. The political career of M. Gor’kij // Russia and East European History, Berkeley, 1984, с. 189–219, основанная на документах и переводах его публицистических статей, к ним можно добавить статьи и книги М. Нике и С. Роле, в которых однако важное значение отводится литературному аспекту. Его художественные произведения, напротив, почти не переводились (за исключением Франции, где были переизданы многие самые значительные его произведения). Интерес представляют некоторые зарубежные монографии, например, книга Х. Хейтсо, переведенная на много языков, в том числе и на русский под названием М. Горький: Судьба писателя (M. 1999), отличающаяся от других новизной интерпретации и рассматривающая большую часть произведений Горького в русле модернизма. Норвежский исследователь, в частности, отмечает, что предвзятая официальная советская критика, превознося некоторые произведения писателя меньшей значимости (как, например, «Мать»), совершенно отрицала важность наиболее интересных произведений Горького, созданных в последние десятилетия его жизни. Важными представляются сопоставления произведений Горького с литературным направлением европейского модернизма, особенно сближение пьес «На дне» и «Дикая утка» Г. Ибсена, сближение, подтверждающее один из основных тезисов данной работы о том, что ранние произведения М. Горького вписываются в широкий контекст кризиса, пережитого европейскими интеллектуалами в конце XIX – начале XX веков.
11
Спиридонова Л. Максим Горький: Новый Взгляд. M., 2004. С. 218.
12
Автором вступления к переписке является Л.А. Спиридонова. M., 2010.
13
Многочисленные и имеющие фундаментальное научное значение статьи Ю. Шеррер указаны в библиографии. Каприйской школе в Италии посвящены также две работы: В. Страды (Strada V. L’altra rivoluzione. Gor’kij-Lunačarskij-Bogdanov. La “Scuola di Capri” e la “Costruzione di Dio”, La Conchiglia, Capri 1994) и П. Чони (Cioni P., Un ateismo religioso: dalla scuola di Capri allo stalinismo, Roma 2012); очень интересна книга М. Дэвида Фокса (David-Fox M. Revolution of the Mind: Higher Learning Among the Bolsheviks, 1918–1929, Cornell University Press, Ithaca (NY) 1997), в которой рассматривается влияние школ для рабочих (Капри, Болонья, Лонжюмо) на советскую политику в сфере образования. К перечисленным исследованиям нужно добавить трилогию «Неизвестный Богданов» в 3 кн., M. 1995, способствовавшую прояснению многих аспектов работы Каприйской школы и биографии Горького в те годы.
14
Часть писем, хранящихся в Архиве Президента Российской Федерации, публиковалась в журналах «Известия ЦК КПСС» (1989, № 1, 2, 5, 7 и 1990, № 5, 7, 9), «Новый мир» (1986, № 1; 1989, № 10; 1990, № 1; 1997, № 9), «Новое литературное обозрение» (1999, № 40), в еженедельном приложении к «Российским Вестям» («Вести», 1993, выпуск 5, март), в «Литературной газете» (1986, 30 апреля; 1993, 10 марта; 1997, 19 февраля), в «Вопросах литературы» (1986, № 6, с. 156–173), Revue des Etudes slaves, 1992, LXIV, № 1, р. 143–156. Некоторые письма из архивов публиковались в иностранных журналах: Исаков С.Г. Неизвестные письма М. Горького В. Ленину, Revue des Études Slaves Année 1992 64-1 C. 143–156; Ревякина И. Неопубликованное письмо А. Богданова М. Горькому // Скандо-Слависа, Н 39 1993. С. 103–106.
15
Revjakina I. Intersezione di destini. Maksim Gor’kij i M.Vilonov // Strada V. (a cura di), L’altra rivoluzione. Gor’kij-Lunačarskij-Bogdanov. La “Scuola di Capri” e la “Costruzione di Dio”, La Conchiglia, Capri 1994;
16
Ревякина И.М. Горький и А. Богданов: история отношения и переписка. // Социальные и гуманитарные науки: реферативный журнал, серия 7, Москва 1996. C. 3–17.
17
Семенова А. Сопряжение Идей… Сопряжение смыслов, Великий Новгород 2015, см. также важные работы Ю. Шеррер и Д. Стейлы, в том числе: Sherrer J. La crise de l’intelligentsia marxiste avant 1914: A. V. Lunačarskij et le Bogostroitel’stvo// “Revue des Études Slaves”, Н. 51 1978, С. 207–215, это одна из первых работ по данной теме, и Steila D. La religione dell’umanità. Gli inizi del collettivismo di Gor’kij (1907–1910),//“Aion-Slavistica”, Н. 3 1995. С. 303–327.
18
Perus J. Cahiers Romain Rolland. Correspondance Romain Rolland – Maxime Gor’kij. Cahier 28, Paris, 1991.
19
В собрании сочинений М. Горького в 30-ти тт. (M., 1949–1956) приведено лишь 22 письма M. Горького Р. Роллану, а в книге Переписка А.М. Горького с зарубежными литераторами 23 письма: 7 писем Горького и 16 Роллана.
20
Барахов В. Драма Максима Горького. М., 2004. С. 16.
21
Там жe. С.16.
22
Taм жe. С. 19.
23
Берберова Н. Курсив Мой. Автобиография. М., 1996. С. 229.
24
Ходасевич В. Некрополь. Воспоминания. Литература и Власть. М., 1996. С. 204.
25
Кускова Е. Трагедия Максима Горького // Новый Журнал. Кн 38. Нью-Йорк. 1954. С. 231
26
Taм жe. С. 239.
27
Strada V. M. Gor’kij Costruttore di Dio a Capri. In: L’altra rivoluzione: Gor’kij, Lunačarskij, Bogdanov. La scuola di Capri e la costruzione di Dio, Capri 1994. C. 19.
28
Агурский M. Великий еретик. Горький как религиозный мыслитель// Вопросы философии, N 8, 1991, С. 54–74.
29
Примочкина Н. M. Горький и писатели русского зарубежья. M., 2003. С. 19.
30
Ваксберг A. Гибель Буревестника. M. 1999. С. 174.
31
Strada V. M.Gor’kij Costruttore di Dio a Capri. // АА. VV. L ‘altra rivoluzione: Gor ‘kij, Lunačarskij, Bogdanov. La scuola di Capri e La costruzione di Dio, указ. произв. C. 19.
32
Спиридонова Л. A. Настоящий Горький. Мифы и реальность, указ. произв. C. 200.
33
Там же. С. 201.
34
Горький М., Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 30-ти т. Т. 17. C. 24.
35
Горький М. Беседы о ремесле // Литературная учёба, 1930, номер 6 июнь// Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 25. C. 310.
36
Хейтсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. М. 1997. С. 5.
37
См. Rougle C. Three Russians consider America: America in the works of Maksim Gor’kij. Aleksandr Blok, and Vladimir Majakovskij, Stockholm 1976. С. 18.
38
Во Франции, где сделаны новые переводы и переизданы многие произведения писателя, роман «Мать» интерпретируется в русле этико-религиозных принципов, лежащих в основе произведения, а также в феминистском ключе.
39
Спиридонова Л.А.М. Горький: Диалог с историей, M., 1994. С. 5.
40
Барахов В. Драма Максима Горького. М., 2004. С. 41.
41
Спиридонова Л. Новые аспекты изучения творчества Горького // Неизвестный Горький, М., 1995. С. 106.
42
Там же. C. 107.
43
Rougle C. Three Russian Consider America. America in the works оf Maksim Gor’kij, Aleksandr Blok, and Vladimir Majakovskij, указ. произв.
44
Strada V. Tradizione e Rivoluzione nella lettura russa, Torino 1980. С. 145–175.
45
Там же, с. 175; этой повести, отразившей идеи «богостроительства», уделяется большое внимание. О ней писали: Никитин Е. Исповедь (M., 2000), M. Niqueux, Введение к ”Confession”, (Paris, 2005), Masing-Delic I. A Salvation Myth of Russian Twentieth-Century Literature (Stanford, 1992), в последней книге дан анализ художественных особенностей повести М. Горького «Исповедь», в русле широкого контекста Серебряного века и мировой литературы.
46
Страда В. У истоков социалистического реализма. Горьковская концепция русской литературы. Россия, 1987, н. 5, с. 139–146); Страда. В. Итальянские Лекции Горького // “Россия и Италия”. М., 1993. С. 222–232.
47
De Michelis C. Realismo socialista, veridicità e letteratura russa antica // Europa Orientalis, n. 7, 1988, C. 185–197.
48
Herling G. Da Gorki a Pasternak: considerazioni sulla letteratura sovietica, Roma, 1958.
49
Троцкий Л. О смерти Горького // Бюллетень оппозиции, Parigi 9.7.1936 n.51; Trockij L., Stalin. Paris, 1948.
50
Нике М. К вопросу о смерти Горького // Минувшее. Париж.1988, н.5.
51
Барахов В. Смерть Горького в кн. Драма Максима Горького, M. 2004. С. 333–372.
52
Баранов В. Огонь и пепел костра. М. Горький: творческие искания и судьба, М. 1990; Баранов В. Горький без грима. Тайна смерти. М., 1996; Баранов В. Максим Горький: подлинный или мнимый, М. 2000; Баранов В. Беззаконная комета Максима Горького, М., 2001.
53
Московская правда. 1990, 3 августа.
54
Солоневич И. Народная монархия. М., 1991. С. 193.
55
См. напр. Бем А. Письма о литературе. Прага, 1996; Парамонов Б. Горький, белое пятно // Октябрь. М., 1992. № 3; Дубинская-Джалилова Т. Великий Гуманист (по материалам переписки Горького и Сталина) // Литературное новое обзрение, М., 1999, № 40.
56
Этого убеждения придерживается, например, Л. Фелбин (под пседонимом А. Орлов) в статье “Тайна история сталинскийх приступлений” (M., 1991), где он говорит, что писатель находился под прямым контролем Г. Ягоды, который якобы получил от Сталина приказание заниматься «перевоспитанием» Горького; и В. Чернухина в статье «Поездка Горького на Соловки. (Свидетельства очевидцев)» // Неизвестный Горький, М., 1995. C. 124–135.
57
Gentile E. Le religioni della politica, Roma 2001.
58
Примочкина Н. Писатель и власть. M. Горький в литературном движении 20-х гг. M., 1996. С. 55.
59
Горький А.М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения В 25 т. Т. 1. C. 14.
60
См. Михайловский Н.М. О Г. Максиме Горьком и его героях, СПБ, 1898, Русское богатство, 1898. N. 9–10. C. 63–105; Иванов-Разумник П.Б. История русской общественной мысли. Т. 2, СПб., 1907. С. 382–401.
61
Нович И.М. Горький в эпоху первой революции. М., 1955. С. 15.
62
См.: Гельрот М. Ницше и Горький (Элементы ницшеанства в творчестве Горького). Русское богатство. № 5. СПб., 1903. С. 24–65; Басинский П.Б. Ранний Горький и Ницше // Форьковские чтения 1990, Н. Новгород 1992, Вып. 2. С. 20–26.
63
Название книги Ницше переводится «Так говорил Заратустра».
64
Горький М. Полное Собрание Сочинений. В 30 тт. Т. 25. C. 322.
65
Семенова А. Сопряжение идеи. Сопряжение смыслов. Великий Новогород, 2015. С. 73
66
Горький А.М. Полное собрание сочинений. В 30 тт. Т. 4. C. 367.
67
Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Т. 2. СПб., 1907. С. 397.
68
Горький М. Полное собрание сочинений в 24 томах. Письма. Т. 1. С. 88.
69
Нович И.М. Горький в эпоху первой революции, М., 1955. С. 29.
70
«Правительственный вестник». № 27. 1 марта 1902.
71
Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5 изд. T. 46. M., 1963. С. 397.
72
Горький М. Собр. соч. В 30 тт. Т. 23. С. 335.
73
Спиридонова Л. Настоящий Горький: мифы и реальность, Ук. произ. C. 11.
74
Нужно помнить, что М. Горький в своем первом очерке о Ленине не упоминает об этой встрече. Поэтому, вероятно, как отмечает Басинский, что первая встреча между Горьким и Лениным состоялась в 1907 году на лондонском съезде РСДРП.
75
Революционный путь Горького. Центрархив. ГИХЛ.М.-Л., 1933.
76
Горький М. Полное собрание сочинений в 24 томах. Письма. Т. 5. М., 1999. С. 179.
77
См. Об этом: Holtzman F. A mission that failed: Gor’kij in America // Slavic and East European Journal. № 3, 1962. C. 227–235; а также Jay Oliva L. Maksim Gor‘kij discovers America // The New York. Historical Society Quarterly. № 51, 1967. С. 57.
78
Rougle C. Three Russians consider America: America in the works оf Maksim Gor’kij, Aleksandr Blok and Vladimir Majakovskij, Stockholm 1976, C. 143.
79
Горький М. Город Мамоны // Горький М. Полн. собр. соч. В 25 тт. Т. 6. C. 437.
80
Там же. С. 432.
81
Weil I. Maksim Gor’kij. His Literary Development and Influence on Soviet Intellectual Life. New York 1966. С. 16.
82
Горький М. MOB. Полн. собр. соч. в 25 тт. Т. 6. С. 268.
83
Горький М. Город Желтого Дьявола. Полн. собр. соч. в 25 тт. T. 6. С. 247.
84
Горький М. Царство скуки. Полн. собр. соч. в 25 тт. T. 6. С. 254.
85
Там же.
86
Горький М. Город Желтого Дьявола. Полн. собр. соч. в 25 тт. T. 6. С. 238.
87
Горький М. Письмо К.П. Пятницкому от 13 (26) апреля 1906 // Полное собрание сочинений в 24 тт. Письма. Т. 5. С. 173.
88
Там же.
89
Горький М. Письмо Ладыжникову И.П. от около 13 (26) августа 1906 // Полное собрание сочинений в 24 томах. Письма. Т. 5. C. 202.
90
Горький М. Город Мамоны // Горький М. Пол. соб. соч. Т. 6. С. 436.
91
См.: Rougle C. Three Russians consider America: America in the works оf Maksim Gor’kij, Aleksandr Blok and Vladimir Majakovskij.Указ. произв. C. 18.
92
Strada V. Maksim Gor’kij costruttore di Dio a Capri // Strada V. (a cura di) L’altra rivoluzione. Gor’kij, Lunačarskij, Bogdanov. La scuola di Capri e la costruzione di Dio. Указ. произв. C. 21.
93
Горький М. Полное собрание сочинений в 24 томах, Письма. Т. 5. C. 210.
94
Спиридонова Л.А. Максим Горький: Новый взгляд. М., 2004. С. 65.
95
Горький М. История русской литературы. М., 1939. С. 42.
96
Никитин Е. Исповедь. Новое прочтение. М., 2000.
97
По этому вопросу см. статью Семеновой А. Максим Горький: от Ницше к Марксу // Сопряжение Идей… Сопряжение Смыслов. Указ. произв. C. 72–78.
98
Горький М. Город Мамоны // Максим Горький Собрание сочинений в 25 тт. Т. 6. C. 441.
99
Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России // Максим Горький: pro et contra. СПб, 1997, с. 802.
100
Горький М. Город Мамоны // Горький М. Полн. собр. соч. в 25 тт. Т. 6. C. 435.
101
Горький М. Город желтого дьявола// Полн. собр. соч. в 25 тт. Т. 6. С. 247.
102
Горький М. Полн. собр. соч. в 24 тт. Письма. Т. 5. С. 173.
103
Zola E. J’Accuse…! La Vérité en marche / H. Guillemin (a cura di). Bruxelles, 1988. С. 67.
104
Löwith K. Da Hegel a Nietzsche. Einaudi, Torino, 1954. С. 430.
105
Michelstaeder C. Dialogo della salute // Opere, Vallecchi Firenze, 1958. C. 356. 52
106
Michelstaedter С. La persuasione della retorica, Formiggini Genova, 1913. C. 165.
107
Boine G. Il peccato e le altre opere. Parma, 1971. С. 80.
108
Горький М. Город Желтого Дьявола // Полн. собр. соч. в 25 тт. Т. 6. С. 241.
109
«Странно видеть себя причиной драки…». Из переписки М. Горького с А. Богдановым 1903–1909 гг. / Предисловие И.А. Ревякиной. Подготовка текста и примечаний Ю. Шеррер, И.А. Ревякиной, Н.С. Антоновой и Н.В. Дроздовой // М. Горький. Неизданная переписка. М.: ИМЛИ РАН, 2000. Вып. 5. С. 13–94. Неизвестный Горький. Серия «М. Горький. Материалы и исследования». М., 1995. Вып. 4. С. 54–61.
110
Rougle С. Указ. произв. С. 144.
111
Философов Д. Конец Горького // Русская Мысль. № 4. 1907. С. 122.
112
Луначарский A. В. Горький На Капри. Несколько воспоминаний к 35-лет-нему юбилею литературной работы М. Горького // «Огонек», № 44, 30 октября 1927.
113
Tamborra A. Esuli russi in Italia dal 1905 al 1917. Bari, 1977. С. 129–130.
114
См.: Strada V. Ne fede ne scienza, introduzione a Fede e Scienza // Bogdanov А.А. Fede e Scienza. Torino, 1972. С. 11.
115
Об отношении Богданова к народничеству см. Гловели Г.Д., Фигуровская Н.К. Трагедия коллективиста // А.А. Богданов. Вопросы социализма: Работы разных лет, М., 1990. C. 4–5.
116
Ленин В.И. Полн. собр. соч. M. 1970 T. VI. С. 127.
117
Там же. С. 137: «Крепкая революционная организация безусловно необходима именно для того, чтобы придать устойчивость движению и предохранить его от возможности необдуманных атак».
118
См.: Страда В. Il marxismo legale in Russia // Storia del marxismo. Т. 2. Тorino 1979. С. 391–409.
119
Относительно философских теорий Богданова см.: 1) Steila D. Scienza e rivoluzione. La recezione dell’empiriocriticismo nella cultura russa (1877–1910). Firenzе, 1996; 2) Stanzione M. Selezione, organizzazione e metodo scientifico // Bogdanov А.А. Quattro dialoghi su Scienza e Filosofia. Roma 2004.
120
Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. М. 1979.
121
Письмо Ленина В.И.М. Горькому от 25.02.1908 / Ленин В.И. Полное собр. соч. Т. 47. M., 1970. С. 141.
122
О конфликте между Лениным и Богдановым см.: Sherrer J. Bogdanov e Lenin: il bolscevismo al bivio // Storia del marxismo. T. 2, Torino, 1979, c. 496–538; Sochor A. Z. Revolution and culture. The Bogdanov – Lenin controversy, Ithaca and London, 1988; см. также работы D. Grille, K. G. Ballestrem, K. E. Bailes, R. Williams (ук. в библиографии).
123
См.: Платформа группы «Вперед» // Неизвестный Богданов. Кн. 2. М., 1995. С. 36–37.
124
Sherrer J. Bogdanov e Lenin: il bolscevismo al bivio. Указ. произв. С. 499
125
Ср.: Богданов А.А. История частной финансовой группы социал-демократов большевиков // Родина. № 8–9. 1992; затем в сб.: Неизвестный Богданов. Т. 3. М., 1995. С. 110–119.
126
По другой версии его убили.
127
Фельштинский Ю.Г. Как добывались деньги для революции // Вопросы истории. № 9, 1998 г. С. 34–51.
128
См. Ревякина И. Предисловие к статье «Смешно видеть себя причиной драги (Из переписки М. Горького c А. Богдановым 1903–1909)» // Серия М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 5. 1998. С. 13–30.
129
Богданов А.А. Красная звезда. Роман-утопия. СПб. 1908.
130
Письмо из архива Лелио Бассо впервые было опубликовано на русском языке в кн.: Горький М. Полн. собр. соч. в 24 томах, Письма. Т. VI. М., 2000. С. 144–145; см. также: Горький в зеркале эпохи. Неизданная переписка. Серия «М. Горький. Материалы и исследования». Вып. 10. М., 2010.
131
См.: Берви-Флеровский В.В. Азбука социальных наук. СПб., 1871.
132
Письмо Горького Абрамову от 16 ноября 1907 г. // Горький М. Полн. собр. соч. в 24 тт. Письма. Т. 6. М., 2000. С. 109.
133
Письмо Богданова Горькому от 13 февраля 1908 года // Неизвестный Богданов. Кн. 1. М., 1995. С. 153–154.
134
Там же.
135
Письмо Горького Богданову от 29 февраля 1908 г. // Горький М. Полное собрание сочинений в 24 тт. Письма. Т. 6. С. 187.
136
См. Strada V. (a cura di). Introduzione // L’altra Rivoluzione. Указ. произ. C. 15–16.
137
Горький М. Полн. собр. соч. в 24 тт. Письма. Т. 6. С. 205.
138
Горький М. Полн. собр. соч. в 24 тт. Письма. Т. 6. С. 205.
139
Богданов А.А. Новый мир // Богданов А.А. Вопросы социализма. Работы разных лет. Стр. 28–45; работа вошла в трилогию, собранную впоследствии под единым заглавием «Новый мир» (1905), которая включает в себя, кроме Собирания человека, также Цели и нормы жизни и Проклятые вопросы философии.
140
См.: Alekseeva G. Bogdanov and the development of science in the twentieth century // Aleksandr Bogdanov and the origin of the system thinking in Russia. Brookfield 1998. Ту же теорию поддерживает Б. Жуковский. См.: Жуковский Б. Эмпириомонистический марксизм // Вестник Московского университета. Серия VII. 2004. С. 38–53.
141
White J. Sources and precoursors of Bogdanov’s Tektology // Aleksandr Bogdanov and the origins of Systems Thinking in Russia. Brookfield, 1998. С. 25–39.
142
См.: Stanzione M. Selezione, organizzazione e metodo scientifico in A. A. Bogdanov // Bogdanov А.А. Quattro dialoghi su Scienza e Filosofia, указ. произв. C. 76. По этому поводу сам Богданов пишет: «Почти 40 лет тому назад великий филолог, Людвиг Нуарэ, не только показал, что идеология, действительно, произошла из общественного труда, но и объяснил, как именно» (Богданов А.А. Десятилетие отлучения от марксизма. Юбилейный сборник (1904–1914) указ. произв. С. 61.) Упоминание 1904 года как даты «отлучения от марксизма» относится к публикации статьи Аксельрод Л.И., Новая разновидность ревизионизма // «Искра», № 77, 5 ноября 1904. В статье была подвергнута критике как философская работа «Эмпириомонизм», так и сборник статьей «Из психологии общества». Вероятно, Аксельрод написала статью по просьбе Ленина.
143
Цит. по англ. изд.: Noiré L. The origin and philosophy of language. London, 1917. С. 136–147.
144
Горький М. Разрушение личности // Очерки философии коллективизма. СПб., 1908; Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. С. 26–79.
145
Там же. С. 387.
146
Там же.
147
Там же.
148
В сентябре 1908 г. в письме к Пятницкому Горький так высказывается о буржуазной интеллигенции: «Русская революция, видимо, была экзаменом мозга и нервов для русской интеллигенции. Эта «внеклассовая группа» становится все более органически враждебной мне, она вызывает презрение, насыщает меня злобой» (Горький М. Полн. собр. соч. в 24 тт. Письма. Т. 7. М., 2001. С. 20).
149
РЦХИДНИ.Ф. 558. Ук. I. Дело 4516.
150
См.: Trockij L. Stalin – An Appraisal of the Man and his Influence. New York, 1941.