Размер шрифта
-
+

Горький-политик - стр. 21

. Как отмечает А. Семенова «в основе горьковского представления о сверхчеловеке – антропоцентризм»[65], который писатель ясно выражает в лозунге «Все в человеке, все для человека»[66]. Под понятием босяка Горький подразумевает «антимещанский идеал жизни», как пишет Р.В. Иванов-Разумник: «В босяке Горького подкупает его полная свобода, его независимость от узких, душных форм жизни»[67].

Начиная с 1893 г., Горький сотрудничает с различными приволжскими газетами; в 1894 г. при содействии Короленко становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где были опубликованы его лучшие рассказы. В 1896 г. вступает в брак с Екатериной Павловной Волжиной, тогда же у него обостряется туберкулез легких. Нам еще не раз придется вспомнить о его болезни, сыгравшей значительную роль в его личной и политической биографии. В 1898 г. выходит в свет его первый сборник рассказов. В том же году он был арестован по делу тифлисского революционного кружка, но вскоре освобожден. Бдительное внимание к Горькому царской полиции является дополнительным свидетельством того, что политика в его жизни занимала самостоятельное и не всегда подчиненное творчеству место.

2. М. Горький – социал-демократ

Годы с 1900 по 1905 представляют собой период постоянно растущей вовлеченности Горького в политику. Не будучи формально членом какой-либо партии (он вступит в РСДРП только в ноябре 1905 г.), он действует как типичный представитель интеллигенции. Пафос его деятельности – борьба против аристократии и за свободу народных масс. Его сближение с социал-демократической партией происходит постепенно и после изначального отрицания марксизма. «Я не марксист и оным не буду вовеки. Жизнь творят люди, а экономика только влияет на нее»[68]. С конца 1880-х гг. он активно включается в политику, но в партию вступит много лет спустя. В библиотеке Горького мы находим книги Е. Берштейна «Исторический материализм» (СПб., 1901), К. Каутского «Колониальная политика в прошлом и настоящем» (СПб., 1900), П. Милюкова «Из истории русской интеллигенции» (СПб., 1902). В 1904 г. А.М. Горький советует К. Пятницкому, владельцу издательства «Знание», публиковать не только книги по истории культуры, философии и искусству, но и марксистскую литературу. 2 октября 1905 г. между издательством «Знание» и Центральным комитетом партии большевиков было подписано соглашение на публикацию серии марксистских работ по экономике, а в редколлегию вошли В.И. Ленин и А.В. Луначарский.

Горький располагает крупными денежными средствами и отдает их на дело революции. Он пользуется год от года растущей международной известностью и авторитетом, что придает ему интерес в глазах вождей революционного движения. Он подвергается преследованиям и арестам. Его позиция в известном смысле уникальна: он недостаточно ангажирован идеологически, чтобы с полным правом считаться политиком, но он слишком глубоко погружен в политическую борьбу, чтобы считаться только интеллектуалом. Социал-демократы пытались привлечь Горького в свои ряды, начиная с 1901 г. Об этом свидетельствуют, к примеру, некоторые статьи Ленина. «Искра» охарактеризовала Горького как «борца против самодержавия […] талантливого выразителя протестующей массы»

Страница 21