Горизонты будущего - стр. 53
Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на Земле?» (Иов 38).
Слово космос, несомненно, включает в себя великолепие и Божественную красоту. Это понятие изначально использовалось как противоположное хаосу; мир или Вселенная – это был космос – живой и подвижный, а значит, думающий, так же структурно-упорядоченный. Брокгауз и Ефрон в энциклопедическом словаре подчёркивают, что это слово имело значение «порядок, красота, гармония». У Пифагора и Платона были теории о том, что космос разумен и Божественен. Космос прекрасен и весьма удивителен. Туманность в форме песочных часов светится весьма ярко, поскольку в самом её центре находится яркая звезда – там, где соприкасаются конусы. Вполне возможно, что эта звезда взорвалась и стала сверхновой, в результате чего кольца у основания конусов стали светиться интенсивнее.
И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:8-17).
Текст поясняет Святитель Филарет (Дроздов). Слыша запрещение, налагаемое на древо познания, некоторые желали бы, чтобы Бог или совсем удалил из рая столь опасное древо, или непоколебимо утвердил бы человека против искушения. Хотя произведению не свойственно судить Художника (Рим. 9:20), но когда есть уже такие, которые противоречат Ему, то позволительно с благоговейною осторожностью и оправдывать пути Его. Человек сотворён по образу Бога.
Необходимая и высокая черта образа Божия есть свобода. Свобода твари не исключает возможности делать зло, но укрепляться в добре. При содействии благодати человек получает добрый навык и, наконец, нравственную невозможность делать зло. Человек, сотворённый свободным, необходимо должен был пройти путь испытания. Для испытания его назначается не только естественный и внутренний закон любви к Богу, но также положительный внешний закон о древе познания, потому что этот закон открывает человеку образ действия, основанный на безусловной покорности воли человека воле Бога.