Гордость. Избранные места из творений святых отцов - стр. 31
. Последствием его были лютейшие казни: изгнание из рая, лишение райского сообщества с Богом.
Мы, позднейшие потомки Адамовы, печалимся о том, что сотворен ад (пекло), и часто обращаемся к Богу с просьбами, умоляя Его: «Господи! не пошли нас на муки адские; о Господи, если бы Ты уничтожил ад, тогда бы мы были спокойны, без всякого страха». На это слово Божие отвечает нам: «Удалите причину ада (грехи), и тотчас же угаснет пламень гееннский!» Но мы еще сильнее взываем: «О Господи! не мы же первые согрешили, почему же виновны мы в чужом, наследственном пороке? Это грех прародительский, но не наш». Господь возражает нам на это: «И не Я виновник геенны преисподней, она – последствие гордости, преслушания; начало ее – древнее человека; это огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). А чтобы вы не могли жаловаться, что вы обложены чужим оброком, Я дам вам через верных рабов Моих радостное для вас объявление (евангельскую проповедь), которому никто не сможет противиться».
Какое это объявление? Некто не из последних верных рабов Божиих провозгласил давно в кратких и определенных словах о том, как легко может угаснуть гееннский огонь; он сказал: «Пусть престанет человеческое своеволие – и геенны не будет». Положение это основывается на следующих выводах:
А) Что неприятно Богу более всего и достойно казни, как не наше своеволие, противоречащее нашему Создателю?
Б) И на кого же будет столь сильно возгораться тот огонь, как не на наши вожделения? Так, если мы претерпеваем холод или голод или другое зло переносим против своей воли, то страдает только своя воля нашего «я». Но если все то принимаем мы благодушно, то мы уже руководимся высшей волей (т. е. волей Бога), попускающей терпеть нам неприятное с целью достижения общих, конечных благотворных целей. Какую пагубу причиняет человеку своеволие, слушайте и бойтесь, порабощенные им.
Оно, во-первых, отчуждает человека и удаляет его от Бога, Создателя Своего, Которому каждый обязан служить и повиноваться; но во-вторых, оно (своеволие) не довольствуется только этим: оно присваивает и безумно расточает все дары Божии, предоставленные человечеству, ибо вожделение человеческое не полагает себе меры: лихоимец не довольствуется малыми процентами, он желал бы, если бы было только возможно, завладеть богатствами всего мира. Но своеволие едва ли бы и этим ограничилось и не возмутилось бы в своем безумии (страшно и выговорить) против Самого Создателя своего: рече безумец в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1).
Своеволие – жесточайший зверь, лютейший онагр, хищный волк и лев свирепейший. Это – отвратительная проказа душевная, потребовавшая очищения во Иордане и строгого подражания в жизни Пришедшему не творить Своей воли и молившему во время страстей Своих Отца Небесного словами: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Пусть перестанет воля своя, и пламень гееннский угаснет.