Размер шрифта
-
+

Гордость. Избранные места из творений святых отцов - стр. 33

Моей воле. После всех отеческих наставлений, видя неисправимость нашу, Бог, милосердный Отец наш, принимает против блудного сына (т. е. каждого нарушителя воли Божией) внешние меры исправления: частные чувствительные кары для неисправимого грешника: например, потерю имущества, болезнь или смерть дитяти и т. п. Если и это не исправляет нас и мы чаще и чаще повторяем свою непокорность воле Божией, то огорченный нами Отец Небесный обращается ко Своему народу чрез своих пророков, говоря: «Жаль Мне! Горе, лютое горе грешникам: это народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные. Они оставили Господа и уклонились от Святого Израилева! Чем вас наказывать еще, продолжающие свое упорство? (см.: Ис. 1, 4–5). Напрасно (тщетно) уничтожать в вас оное: ибо дети, рожденные от прелюбодеяния, не пустят из себя глубоко корней (см.: Прем. 4, 3); и Я оставил их на произвол сердец их, пусть ходят по своей воле, по своим мыслям (см.: Пс. 80, 13)».

Ужасен сей гнев Отца Небесного: удаление от Бога – страшнее и мучительнее самой геенны, по словам Христовым на последнем Его суде: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Равным образом поступает Бог с гордым и высокоумным человеком и, обличая его, говорит: «Ни Мне, Богу, ни людям ты – негоден; ибо, презревши Меня, стараешься заслужить у людей похвалу твоей гордости, но по глупости своей ошибаешься в том и вместо похвал остаешься в презрении от них. Ты знал Мою волю, что Я всех гордецов не терплю и не пощадил самого ангела возгордившегося, тем менее пощажу гордого человека. Кому не известно, что Я не терплю гордящихся, а ты неизменно до сих пор пребываешь в гордости».

Подобно сему незаметными побуждениями привлекает Бог от порочной жизни к исправлению себя сребролюбца, и гневливого, и завистливого, предлагая им многочисленные способы согласовывать свою волю с Божественной волей и следовать ей. Всякого человека наставляет Бог стремиться к спасению возможным и приличным ему путем. Так, царю Саулу сказано было в лицо пророком Самуилом: Не малым ли ты был в глазах своих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя исполнить Свое повеление над Амаликитянами… Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу и сделал зло пред очами Господа? Ты не послушался повеления Господа, презрел Его волю, ради сего отверг тебя Господь, чтобы ты не был царем над Израилем (1 Цар. 15, 1719). Непокорность Господу есть такой же грех, как и волшебство; и противление Господу – то же, что идолопоклонство (Там же, ст. 23).

Страница 33