Голубая Птица счастья - стр. 7
Лао-Цзы прямо заявлял: О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства…
Более того, несчастье и счастье, как полагал, Лао-Цзы, содержатся друг в друге и взаимно проникают одно в другое, в каждом из них содержатся элементы отрицания, заложена основа для превращения в свою противоположность. Однако счастье превращается в несчастье не самопроизвольно, не с какой-то фатальной неизбежностью, а только при определенных условиях. Условия эти – деятельность людей.
Чтобы предотвратить превращение счастья в несчастье, нужно «не кичиться», то есть «знать меру». Таким образом, Лао-Цзы глубоко осознал ту истину, что соблюдение меры во всем является гарантом сохранения счастливого состояния человека.
1.2. Индия
Кто верит в Магомета, кто – в Аллаха, кто – в Исуса, Кто ни во что не верит – даже в чёрта назло всем… Хорошую религию придумали индусы – Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Владимир Высоцкий «Песенка о переселении душ»
Мы рождаемся один раз, а дважды родиться нельзя, но мы должны уже целую вечность не быть.
Эпикур
Рассуждая об Индии, нельзя не удивляться. Вот тому доказательства. Весь крещенный и некрещенный мир, исключая индусов, так сказать, уже давно смирился с однократностью человеческой жизни. Ну, в самом деле: родился человек, прожил долгую или короткую жизнь, а исчерпав ее, помер. И все. Точка! Пора ставить памятники.
А вот у индусов все совсем не так. Тут жизнь человека – лишь одно из звеньев цепи превращений. Земная жизнь закончилась? Ты тут же переходишь в мир иной, где можешь даже продолжать заниматься прерванным смертью самосовершенствованием и ожиданием новой самотрансформации.
Стоит также отметить еще одну важную особенность жизни индусов – четкое деление населения на четыре обособленных категории. Основой всей индийской философии, имеющей более чем трехтысячелетнюю историю, являются Веды, религиозно-литературный памятник II тыс. до н. э. Так вот основными идеями Вед является священность разделения общества на четыре варны (касты). Вот они: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (местное зависимое население). При этом устанавливается господство высших каст над низшими и закон кармы (судьбы).
Метафизическим основанием нравственности в индийских этических учениях является вера в предсуществование души и ее дальнейшее перевоплощение. Центральным мотивом, побуждающим человека к нравственному поведению, является вера в то, что мое добро в нынешнем воплощении обязательно поможет мне в следующей жизни. Связующим звеном между одним и другим воплощением является карма. Карма переводится с санскрита буквально как «деяние», «поступок». Это одно из основополагающих понятий в системе воззрений практически всех восточных религиозно-философских школ, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения в следующем перерождении.