Размер шрифта
-
+

Голубая Птица счастья - стр. 6

Самый известный вариант биографии Лао-Цзы дошёл до нас от историографа Сыма Цяня. Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, где встречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзы рассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст «Дао Дэ Цзин» (Канон Пути и его Благой Силы).

Считается, что, разочаровавшись в прелестях государственной службы, Лао-Цзы поселился в уединении и стал искать для себя оторванную от мирской суеты счастливую жизнь.

Центральным звеном философии Лао-Цзы была идея дао. Это слово на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. «Дао» означает образ жизни, метод, принцип. Одно из главных свойств дао – превращение всех вещей и явлений в свою противоположность через накопление количественных изменений.

Дао – это также вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в постоянном покое, все течет и изменяется. По этим же законам живет и человек.

Лао-Цзы полагал, что для обретения высшей мудрости и нравственного совершенства человеку необходимо «знать себя» и «побеждать себя» (преодолевать собственные недостатки, страсти). В этой связи неумение «побеждать себя», бороться со своими страстями Лао-Цзы считал огромным несчастьем.

«Старый учитель» одним из первых стал рассматривать процесс восхождения человека к нравственному идеалу как борьбу с самим собой. И, наконец, важным выводом моральной философии Лао-Цзы является его идея единства таких нравственных категорий, как мысли и поступки. Он учил: будьте внимательны к своим мыслям, они начало поступков.

Величайшее счастье, полагал Лао-Цзы, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, познавший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие.

Счастье Лао-Цзы видел в пассивности, бегстве от мирских забот, уединении и, по большому счету, связывал с возвратом к родовому обществу. В учении Лао – Цзы проявилось характерное для всей китайской философии понимание неразрывной связи личного и общественного счастья: не случайно у него чаще идет речь о «счастье (или несчастье) для страны». Ведь от этого во многом зависит счастье каждого человека. Основная идея этики даосизма – принцип неделания, бездействия, квиетизма, понимаемый как жизнь в соответствии с природой, не нарушении ее законов.

Страница 6