Гибель империи казаков: поражение непобежденных - стр. 28
Несколько позже футуристы высмеяли символистов за их «мистику», но тоже ждали потрясений вселенной, рождения нового мира и человека. Владимир Маяковский, один из поэтов того поколения и убежденный в юные годы большевик, также считал революцию очистительной силой.
В туманных громадах Петербурга, с его массовыми коммуникациями, техникой и спортом, футуристы призывали «выбросить Пушкина, Достоевского, Толстого» за борт «корабля современности» и обновить язык литературы неологизмами из чрева городской жизни.
Красные взяли на вооружение многое из этих идей. Создание нового человека, гармоничного, разностороннего и сознательного, придав революции огромную силу, обеспечило массовую поддержку стране Советов.
Вооруженный новейшей технологией и теорией социальной революции, «новый человек укажет, где быть горам, а где расступиться, – писал в свое время Троцкий – изменит направление рек и создаст правила для океанов. Средний человек поднимется до уровня Аристотеля, Гёте, Маркса».
Алексей Гастев, директор Центрального института труда, полагал, что человек ассимилирует мир машин. У него будут «нервы из стали» и «мускулы, как стальные рельсы», а механизация пролетарской психологии достигнет таких рубежей, что новые люди станут анонимными единицами, лишенными души и других качеств старой личности, без эмоций и лирики, которые будут выражать свои чувства не посредством крика боли или радостного смеха, а посредством измерения кровяного давления».
Внедрением культуры, отличной от мира аристократов и буржуев, занялся так называемый Пролеткульт, созданный в 1917 г. наряду с другими организациями рабочих. Его теоретик, Александр Богданов, верил, что образ жизни пролетариата, управляемого механическими процессами, выработает иное сознание. В Петрограде работали 150 просветительских и культурных кружков (100 000 рабочих пели хором, танцевали и ставили драму). После Октябрьского переворота они проявили самодостаточность, дистанцируясь от Советского правительства и Коммунистической партии.
Работали в Пролеткульте известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, реформатор русского театра Константин Станиславский, писатели Евгений Замятин и Андрей Белый. Пролетарские поэты воспевали «Зарю будущего», «Железного мессию» и «Машинный рай», призывая «напрячь силы ума и тела, чтобы возрождение России распространилось по всему миру».
Апогеем Пролеткульта стал май 1920 г., когда в Петрограде прошла грандиозная «Мистерия освобожденного труда» (4000 актеров и 30 000 зрителей). Город стал театром под открытым небом. На подмостках перед зданием Фондовой биржи «капиталисты» в цилиндрах и фраках отплясывали цыганочку и канкан. Заканчивался спектакль всеобщим танцем вокруг Дерева Свободы, украшенного яркими огнями корабельных прожекторов, а оркестр исполнял «Интернационал» в сопровождении мощных заводских гудков, слившихся в оглушительный хор по всему городу.