Гибель империи казаков: поражение непобежденных - стр. 27
Орденами Красного Знамени награждены: командир батальона 4-го полка 13-й армии О. М. Овчинникова, командир бронепоезда «Власть Советам» Л. Г. Мокиевская и партизанского отряда Б. Зеленская. Подпольщицы вели борьбу в Сибири, на Украине, в Белоруссии и на Кавказе. За власть Советов погибли Мокиевская, Ж.-М. Лябурб, М. О. Авейде и др.
Особо значимой стала роль женщин в народном хозяйстве. Выпуск военной продукции во многом зависел от работниц, которых на ряде предприятий было до 50 %. Женщины составляли до 25 % от числа участвовавших в субботниках. В сельском хозяйстве в условиях войны основные работы выполняли крестьянки.
На Кавказе, в Средней Азии и на землях казаков движение женщин началось с завершением Гражданской войны. Его живописные особенности, по мотивам «Донских рассказов» Михаила Шолохова, освещены в драматическом фильме Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» (1963 г.).
Глава 10
КУЛЬТУРА
Апокалипсис переворота 1917 г. соответствовал духу времени. В конце XIX в. расцвел буйно эклектизм, символисты ощущаемую действительность трактовали как ворота в сущность духа.
Писатель граф Л. Н. Толстой (1828–1910) отрицал установившиеся формы государственной, общественной и религиозной жизни России. Как и большинство образованных людей, с юности равнодушный к РПЦ, изучал первоисточники христиан на древнегреческом и древнееврейском языках. Позже критически относился к православным батюшкам и казённой церковности. В 1899 г. вышел роман «Воскресение», в котором духовенство механически и наскоро исполняет обряды, а холодного и циничного Топорова многие приняли за карикатуру на К. П. Победоносцева, обер-прокурора Святейшего Синода.
В феврале 1901 г. Синод отлучил Толстого от РПЦ. Лидер Российской социал-демократической рабочей партии В. И. Ленин в работе «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908) отметил, что писатель лишь выражает идеи и настроения миллионов русских крестьян. За это религиозный философ Николай Бердяев в 1918 г. обвинит Толстого во всех грехах: «Восторжествовал его анархизм, его отрицание государства и культуры, его моралистическое требование равенства в нищете и небытии и подчинения мужицкому царству и физическому труду».
Культура Петербурга, отвергая реализм и утилитаризм, прибилась к так называемому искусству для искусства. Владимир Соловьев считал, что можно примирить небесную благодать и земную жизнь. Андрей Белый заявил, что художник может освоить религиозное творчество – теургию.
Поэт-символист Александр Блок (1880–1921) видел в революции новое нашествие скифов, призванных разрушить и очистить Россию, а затем и всю Европу. В поэме «Двенадцать» он изобразил красногвардейцев Петрограда как библейских апостолов во главе с Иисусом Христом.