Размер шрифта
-
+

Гений и злодейство. Избранные примеры - стр. 5

!

Итак, почему же Николай Гоголь сжег свою последнюю рукопись? Для полноты ответа сначала надо сказать, почему написал он первую (из эпических) свою повесть.

А потому лишь только, что незабытые жизни души его (полу-непозабытые) … прошлые жизни – требовали! Не столько даже увековечивания своего, сколь – подведения черты (итогов): дочувствовать и додумать! И сплавить во единый итог опыт их, то есть: ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ.

И вот – Гоголь Николай сотворяет Бульбу Тараса: животрепещущий образ яростный, в коем объединил Гоголь два, как минимум, воплощения прошлых души своей.

В начале повести Бульба – симпатичнейший Забияка (первый тип Овна), герой и рыцарь (казаков называли степными рыцарями, да так и сами они себя понимали да величали)! Как сей Тарас живет? Не расставаясь почти с мечом! и радуется жизни такой – он, можно сказать, вовсю завоевывает и покоряет окружающий мир, возглавляя казачью рать!

Причем – не корысти ради, а лишь освобождая по ходу людей от бесчинства и тирании разных злодеев. Ибо, как мы говорили на лекции, сила, которая движет перерождения под созвездием Овна, – есть воля к преодолению (как правило – зла какого-либо), а также к завоеванию, покорению.

И тут однако случается вдруг такое, о чем честнейший и цельный, простой и православно-несокрушимый Тарас Бульба и представить вовсе не мог, что подобное вообще возможно! А именно: Андрий – младший сын казака – предает соратников! А после старшего сына Бульбы ляхи, католики, в плен берут и казнят, подвергнув жестоким пыткам.

И делается – не удивительно! – от этого всего Тарас Бульба типичным Злыднем (второй тип Овна). И собственной рукой убивает родного сына, который предал. А после очень жестоко и долго мстит за сына другого своего – за того, что и под пытками не отрекся!

Разгневанный и коснеющий во гневе Тарас отомщает смертью кому попало из этих «проклятых ляхов», не разбирая пола и возраста!.. Ну и – ляхам попадается наконец и сам; и сжигают они его на костре.

Работа по написанию «Тараса Бульбы» подарила миру шедевр, а Гоголю – глубочайшее само-осознание, само-чувствование… По завершении такого рода труда не осталось уже в душе писателя чего-либо, недокипевшего с прошлых жизней, которые прожил дух его… не писателем. Уроки прошлых перерождений были осмыслены и переосмыслены как умом Гоголя, так и сердцем!

В итоге: чувствование непреходящей отрады как результата дел добрых и отвращения к злодеяниям из побуждений любых – мощно побудили зрелого Гоголя сознать миссию свою не как просто вот писательскую, но как задачу писателя, прежде всего, ДУХОВНОГО.

Страница 5