Размер шрифта
-
+

Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа - стр. 7

Итак, не будем больше тянуть: важнейшие слагаемые успеха – это…

Проблема

В основе любого сюжета лежит проблема, которая решается на протяжении всей истории. Это задача, которая поглощает время, силы, внимание и эмоции героев, а также зрителей. Она возникает почти с самого начала (завязка не должна занимать более десяти процентов объема) и присутствует до самого конца, осложняясь и обостряясь по ходу действия.

Идея сюжета, в сущности, и есть эта центральная проблема. История должна рассказывать о том, с чем сталкивается и/или чего пытается достичь главный герой: почему это сложно, почему это важно, какие преграды встают на пути, как они преодолеваются.

Вот что профессиональный читатель хочет понять из логлайна и/или синопсиса. Если он не увидит ключевой проблемы или не сочтет ее достаточно интересной, то и читать дальше не станет.

Итак, что же делает проблему – то есть основную идею сюжета – жизнеспособной?

Для этого ей необходимо иметь семь главных элементов (или свойств). Проблема должна быть:


1. Сложной.

Разрешению проблемы подчинен весь сюжет, целиком и полностью. Главные герои бьются над ней в каждой сцене – и все безуспешно, потому что она очень сложна и становится все сложней с каждой новой попыткой. Если бы она не была такой сложной, не понадобилась бы целая история. Цель то и дело ускользает от героев, невзирая на все их усилия.


2. Узнаваемой.

Действия главных героев, а также их цели и мотивы должны быть по-человечески понятны публике. Зритель болеет и переживает за героя лишь в том случае, если может представить себя на его месте. Когда мы отождествляем себя с персонажами, нам хочется, чтобы они победили, достигли желанной цели. Их проблемы становятся нашими. Они важны нам потому, что важны героям. Герои не сдаются и продолжают борьбу, невзирая на все трудности, с которыми им приходится сталкиваться. Иначе у нас не было бы ощущения динамики, и мы быстро утратили бы интерес к происходящему.


3. Оригинальной.

Замыслу и исполнению нужен элемент новизны (только не в ущерб канонам и принципам хорошо рассказанной истории). Пусть в идее – и желательно в авторском голосе – будет нечто уникальное.


4. Правдоподобной.

Слушая или читая такую историю, ей с легкостью веришь, даже если кое-где приходится совершить усилие и принять элементы фантастического, гротескного, сверхъестественного. Иными словами, все кажется настоящим, жизненным. Герои движимы узнаваемыми человеческими стремлениями, потребностями, мечтами. В их поступках есть смысл и внутренняя логика. Ничто не вызывает отторжения, вопросов или сомнений.

Страница 7