Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа - стр. 6
Задумайтесь: шестьдесят процентов того, что определит нашу дальнейшую судьбу, сконцентрировано в нескольких строчках. Все эти месяцы кропотливого труда, когда мы составляем план, пишем, переписываем и собираем отзывы, почти ничего не решают. Все решает то, что идет перед ними.
Однако продумать концепцию не так уж просто. Внимание профессиональных читателей нередко приходится завоевывать методом проб и ошибок. Мало кому хочется тратить столько времени на шлифовку отправной идеи. Но если мы сами не проверим ее на прочность, это сделает индустрия и, вероятно, забракует вместе со всей нашей работой.
Многим писателям – если не большинству – за долгие годы усилий так и не удается придумать историю, которая в полной мере отвечала бы критериям, перечисленным в этой книге. Вот почему им так сложно заработать на своем творчестве. Они думают, что надо научиться выстраивать сюжет и прописывать сцены на профессиональном уровне; в действительности им стоило бы задуматься о том, что такое добротная идея. Скорее всего, дело именно в ней.
Даже если вы ничего больше не вынесете из моей книги, пожалуйста, запомните эту цифру – шестьдесят процентов – и уделите должное внимание ключевой идее. Не жалейте на нее времени и сил. Поставьте себе задачу разобраться, что такое удачный замысел, и научиться генерировать жизнеспособные идеи.
Лишь после того, как у вас сформируется и пройдет тщательную проверку общая концепция, можно задуматься об остальных сорока процентах рабочего процесса.
Из чего они складываются?
Я считаю, что успех проекта на тридцать процентов зависит от структуры повествования: от разбивки событий по сценам, то есть сюжетного плана.
Это значит, что лишь десять процентов остается непосредственно на долю текста – те описания и диалоги, которые читатель найдет в готовом сценарии. Прописанные сцены – вот что такое последние десять процентов.
Многих начинающих авторов эта мысль приводит в недоумение. Залог успеха не в тексте, а за текстом – в том, что писатель проделал прежде, чем запустить программу для работы со сценарием.
Повторюсь: я вовсе не хочу сказать, что качество готового текста не имеет значения. Конечно, нужно стараться, чтобы сюжет был грамотно выстроен, а каждая сцена отлично написана. Я хочу сказать, что эти два фактора – не главные слагаемые успеха. В действительности никто не оценит ваш добротный сюжет и прекрасный стиль, если проект забракуют еще на стадии замысла.
А главная причина отсева всегда проста: тот, кто читал заявку или сценарий, не нашел в ней одного или нескольких из семи элементов, о которых мы сейчас поговорим. Эти элементы единодушно признаются ключевыми, даже если разные эксперты дают им разные названия (или вовсе не отдают себе отчет, что ждут и ищут именно их).