Гаятри-мантра. Сущность ведической мудрости - стр. 10
8. Поистине, Джанака, [царь] Видехи, так сказал об этом Будиле Ашватарашви: «Ты ведь говорил, что знаешь гаятри. Как же [случилось, что] ты стал слоном и несешь [груз]?» Тот сказал: «Потому, что я не знал ее лица, о царь». Огонь – вот ее лицо. Поистине, если даже много [топлива] кладут в огонь, то он все сжигает. И так же, если знающий это совершает даже много зла, он поглощает все это [зло] и становится безупречным, чистым, свободным от старости и смерти.
В Сканда-пуране (Каши кхандам) утверждается:
gāyatrī vedajananī gāyatrī brahmaṇaḥ prasūḥ |
gāyantaṃ trāyate yasmādgāyatrīti pragīyate
«Гаятри – мать Вед. Гаятри – та, кто дает рождение брахманам. Так как она защищает человека, который воспевает мантру, она имеет имя Гаятри»21.
В Курма-пуране (2.14.56) говорится:
gāyatrī vedajananī gāyatrī lokapāvanī
na gāyatryāḥ paraṃ japyametad vijñāya mucyate
«Гаятри – мать Вед. Гаятри осещает все миры. Нет ничего выше Гаятри. Повторением ее обретается всезнание».
В Ману-смрите (2.76—85) о славе Гаятри говорится22:
76. Праджапати извлек из трех Вед звук «а», «у» и «м» и [слова] бхух, бхува и свах.
77. Из тех трех Вед – по одной стопе из каждой – Праджапати Всевышний извлек гимн, посвященный Савитару.
78. Брахман, изучивший Веду, произносящий утром и вечером этот слог «Ом» (акшара) и этот [гимн «Савитри»], предваряемый [произнесением] священных слов (вьяхрити), достигает заслуги, [приобретаемой чтением] Вед.
81. Да будет известно, что три не гибнущие великие священные слова (махавьяхрити), предваряемый слогом «Ом», также трехстопный (tripada) «Савитри» – уста Веды.
82. Кто ежедневно неустанно повторяет его («Савитри») три года, тот соединяется с Высшим Брахманом, став подобным ветру, превратившись в эфир.
83. Односложное слово [«Ом»] – Высший Брахман, удержание дыхания – высший аскетический обет; но нет ничего выше «Савитри»; правдивость превосходи молчание.
85. Жертвоприношение, состоящее из шепотом произносимых [священны формул], в десять раз действительнее жертвоприношения, исполненного согласно правилам [Веды], [и произнесенных] мысленно – считается [превосходящим его] в тысячи раз.
В Вишну-смрити (гл. 55) говорится23:
(10) Праджапати извлек из трех Вед звуки «а», «у» и «м» и [священные воззвания вьяхрити] «бхух, бхувах, свах».
(11) Из этих же трех Вед Всевышний Праджапати извлек, [взяв] по одной стопе из каждой, гимн «Савитри», начинающийся с «тат».
(12) Брахман, изучивший Веды, произносящий на рассвете и на закате этот слог «Ом» и этот [гимн «Савитри»], предваряемый [священными воззваниями] вьяхрити, обретает благочестивую заслугу, какую дает чтение Вед.