Размер шрифта
-
+

Фокусы мерчандайзинга. Эффективные «трюки» для торговцев и поставщиков - стр. 11

Гармония – это равновесие, симметрия сил. Воплощением данного состояния является нейтральный серый цвет. Поэтому два или более цветов гармоничны, если их смесь образует серый. А цветовые сочетания, которые не дают такого результата, воспринимаются как экспрессивные и дисгармоничные. Физиолог Эдвард Геринг говорил по этому поводу: «Среднему или нейтральному серому цвету соответствует состояние, в котором расход сил, затраченных на восприятие цвета и их восстановление, уравновешен. Это значит, что средний серый цвет создает в глазах состояние равновесия»[3].

Гармоничные цвета, которые в сумме дают нейтральный серый, легко определить с помощью цветового круга. Иоханнес Иттен, крупнейший исследователь цвета в культуре XX века, предложил двенадцатичастный цветовой круг, основанный на трех главных цветах: желтом, красном и синем. Ученый поместил их в равносторонний треугольник: желтый – у вершины, красный – справа снизу, синий – слева внизу. Комбинируя их, мы получаем еще три цвета, образующих шестиугольник:

♦ желтый + красный = оранжевый;

♦ желтый + синий = зеленый;

♦ красный + синий = фиолетовый.

Прочие секторы круга получаются благодаря смешению ранее сформированных цветов – желто-оранжевого, красно-фиолетового, сине-фиолетового и т. д. Каждый цвет занимает в круге определенное место. Гармоничными будут сочетания цветов:

♦ расположенных напротив друг друга (двухцветная композиция);

♦ находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга (через три сектора, трехцветная композиция);

♦ лежащих в одном полушарии (через два сектора, трехцветная композиция);

♦ соседствующих, а также различных оттенков плюс тона одного цвета.

Если выразить эти правила с помощью геометрии, гармоничными будут цвета, которые можно соединить линией, равнобедренными или равносторонним треугольниками (см. рис. 4, 5 на цветной вклейке).


рис. 4. Цветовой круг


Цветовые сочетания в выкладке одежды – одна из важнейших деталей при формировании образа товара и всего магазина. Приведу несколько рекомендаций, которым нужно следовать при размещении товара на одном «условном» стеллаже. Под «условным» стеллажом я понимаю часть торгового оборудования, фрагмент пристенной линии или островное вешало, которые имеют некие визуальные границы – отделены друг от другом пространством, цветом либо расположением вешал на кронштейнах (например, перепад полок или чередование фронтальной развески товара с боковой и выкладкой товара стопкой на полках; см. фото 6, 7 на цветной вклейке).

На одном «условном» стеллаже следует размещать изделия не более трех доминирующих цветов, гармонично сочетающихся между собой. Если изделие имеет рисунок, цвет определяется по количественно преобладающему в рисунке мотивов или по фону. Лучше размещать рядом изделия следующих цветов:

Страница 11