Размер шрифта
-
+

Финляндия. Страна тысячи озер - стр. 38

В Северной Европе архитекторы обращались за вдохновениям к Средневековью и очень часто к национальным фольклорным корням, а также к образам природы. При этом архитектура национального романтизма выражала прогрессивные социальные и политические идеалы через переосмысление местной архитектуры.


«Дом врачей» – одно из самых известных творений троицы Сааринен – Линдгрен – Гезеллиуса


Постройки этого направления формировали (и формируют до сих пор) исключительно комфортную среду обитания. Ведущие национальные романтики от архитектуры открыли выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или горшечным камнем, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов. Мощная кладка и грубо отесанные блоки вызывают ассоциации с северными скалами, воскрешают в памяти древние предания о «злых камнях», привнося в обыденную городскую среду ностальгическую ноту.

В Финляндии в разных городах (например, в Тампере) есть немало примечательных зданий в стиле национального романтизма. Но именно Хельсинки является одним из тех городов, где югенд-стиль представлен наиболее ярко. Дело в том, что целые кварталы в финской столице застраивались на стыке XIX и XX вв., когда в Европе царил дух ар-нуво. Поэтому в Хельсинки есть как отдельные здания, построенные в этом стиле, так и улицы, на которых господствует югенд. В городе в общей сложности в этом стиле выполнено порядка 600 зданий, включая железнодорожный вокзал, Национальный музей, Национальный театр и множество других построек.

Самыми яркими представителями нового направления в Финляндии стали архитекторы Герман Гезеллиус (1874–1916), Армас Линдгрен (1874–1929), Элиэль Сааринен (1873–1950), Густав Эстландер (1876–1930), Селим Арвид Линдквист (1867–1939), Ларс Сонк (1870–1956), Уско Нюстрём (1861–1925), Карл Густав Нюстрём (1856–1917), Онни Тёрнквист (Тарьянне, 1864–1946)…

Первые трое из них, по существу ставшие родоначальниками национального романтизма в финском зодчестве, создали архитектурное бюро «Гезеллиус – Линдгрен – Сааринен», которое спроектировало и построило множество зданий, ставших национальной гордостью Финляндии. Это, помимо Национального музея и железнодорожного вокзала, дом страхового общества Pohjola (1899–1901) на Алексантеринкату, так называемый «Дом врачей» (1901) в квартале от Эспланады, усадьба-студия «Виттреск» (1903) под Хельсинки, целый ряд зданий в квартале Катаянокка. И каждое из этих зданий совершенно индивидуально.


«Необычный», «причудливый» – каких только эпитетов не употребляли современники Сааринена, Линдгрена и Гезеллиуса, описывая «Дом врачей». Башня – «странная», окна – «своеобразные», «удивительно-обширные» плоскости гладких стен… При этом постройки троицы архитекторов потрясающе органично вписываются в окружающий ландшафт, а внутри удивительно комфортны и уютны.

Страница 38