Размер шрифта
-
+

Финляндия. Страна тысячи озер - стр. 37


Дело в том, что массовая застройка, а точнее, перестройка района пришлась на 1900–1914 гг., время расцвета этого стиля, и сегодня улицы Кауппиаанкату, Луотсикату, Круунувуоренкату почти сплошь застроены симпатичными зданиями с башенками и необычным декором в югенд-стиле.

Все началось с того, что некто Тальберг заказал построить себе дом трем тогда еще малоизвестным архитекторам Герману Гезеллиусу, Армасу Линдгрену и Элиэлю Сааринену. Появившееся в итоге в 1898 г. здание на Луотсикату, известное ныне как дом Талльберга, вызвало хорошую зависть других заказчиков и положило начало моде. Выросшие рядом в течение десятилетия дома и определяют ныне облик Катаянокки. Большинство из них, как замки или поместья, имеют свои имена.


Квартал Катаянокка


Вот некоторые из них: «Эолус» (1903 г.) архитектора Селима Арвида Линдквиста, «Олафсборг» (1903 г.) – неприступный замок с решетчатыми воротами и орнаментированными дверьми; вдохновением проекта которого стала средневековая крепость Олафсборг (Олавинлинна) в Савонлинне – Гезеллиуса, Линдгрена и Сааринена, их же дом «Эол» (1901 г.), дом «Фридборг» (1903 г.) Густава Эстландера, дом «Хогборг» (1904 г.) В. Лекмана, дом «Ойхонна» (1905 г.) А. Нюберга…

Улицу Луотсикату можно смело назвать музеем стиля югенд.

И хотя в старом районе Катаянокка многие помещения используются под офисы, он становится все более и более популярным и престижным жилым кварталом.

Стиль югенд в архитектуре Хельсинки

Стилем югенд называют северную разновидность стиля модерн, или ар-нуво. Большинство построек в этом стиле именно в Северной Европе – в Скандинавии и Германии. Немало зданий в стиле югенд имеется в Петербурге и его окрестностях, в Риге. Иногда его называют северным модерном, но это не совсем верно, ибо постройки в стиле югенд есть и в Венгрии, которую «северной» никак не назовешь.

В Финляндии этот стиль получил имя «национального романтизма», и его распространение и развитие совпало, а скорее, было следствием подъема национального самосознания жителей Финляндии, обращения к традициям, поисков самоидентификации в различных областях.

Как верно заметил один автор, «финские архитекторы не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии югенда, и назвали ее национальным романтизмом».

Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий, а также стремление зодчих к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Причем все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы – художественно обрабатывались.

Страница 37