Размер шрифта
-
+

Философские проблемы развития искусственного интеллекта - стр. 16

Вместе с тем Хокинг допускает, что последние достижения цивилизации могут привести к деградации человека. В то же время он отмечает, что при правильном подходе искусственный интеллект способен решить большинство проблем в современном мире. Он также не исключает, что искусственный интеллект «может стать последней технологической революцией, если человечество не научится контролировать риски».

В общем, так или иначе, искусственный интеллект фактически преобразует все аспекты нашей жизни. Он может стать как «лучшим», так и «худшим» событием в жизни человека, нести как преимущества, так и опасности. Наряду с выгодами искусственного интеллекта также создает угрозы, к каковым следует отнести новое автономное оружие, а также возможности для немногих господствовать над большинством. Хокинг согласен с теми, кто видит опасность в том, что интернет выступает командным центром для террористических организаций. Он не исключает того, что искусственный интеллект может вступить в конфликт с людьми. С недоверием и опасением смотрит он на развитие высоких технологий искусственного интеллекта, полагая, что роботы могут всюду заменить людей.

Хокинг допускает, что в будущем будет создан искусственный интеллект, который окажется способным воспроизводить и улучшать самого себя. Это станет новой формой жизни, которая превзойдет человеческую жизнь. У роботов может возникнуть желание избавиться от людей, или же люди могут погубить самих себя. Хокинг считает, что люди прошли точку невозврата. Земля становится слишком тесной для них, к тому же население растет слишком быстро и пугающими темпами, люди рискуют уничтожить самих себя. Созданные людьми изобретения все сильнее угрожают планете. Вместе с тем Хокинг не считает, что люди должны отказываться от движения вперед. Просто возникшими опасностями надо уметь управлять. Человечество должно найти способ покинуть Землю и освоить другие планеты.

Интересной представляется концепция французского ученого и философа Ж.-К. Эдена, который является автором многих книг и статей по искусственному интеллекту. Его подход является критическим, он также не лишен иронии.

Ж.-К. Эден отмечает, что в современном коллективном воображаемом искусственным интеллектом стал настоящим мифом всесильного технологического прогресса. Его технопророки активно предсказывают скорый приход супер-интеллекта, который во всем превзойдет человеческий разум, станет неким божеством и установит контроль над человеческой судьбой. Несмотря на призывы со стороны многих ученых вернуться к разуму и здравому смыслу, в реальной ситуации почти ничего не меняется. Публикации в пользу искусственного интеллекта и технологической сингулярности продолжают множиться. В этой сложной ситуации, когда самые светлые умы оказываются в плену самых фантастических построений, Ж.-К. Эден высказывает несколько предложений. Он полагает, что следует признавать существование искусственного интеллекта, а также стремиться как можно больше знать о нем. Французский ученый отмечает, что искусственный интеллект обладает большим потенциалом и может помочь в решении многих проблем, особенно в области здоровья и образования. Он напоминает, что, как показывает опыт истории, «обычно более полезным бывает скорее брать кое-что из прогресса, нежели противостоять ему» [8, c. 14]. В этом плане он предлагает свой подход к классификации искусственных интеллектов, включающий шесть уровней, не ограничиваясь простой оппозицией «сильного» и «слабого» искусственного интеллекта.

Страница 16