Философия женского рода. Разговоры - стр. 9
Реплика из зала:
Вы считаете, что у крестьянина был ответ на этот вопрос?
Н. П. Рябчун:
Подсознательный. Конечно, он не прочёл бы об этом лекцию и не написал бы трактат на эту тему. Если начать разбирать конкретное фольклорное произведение, то там будет содержаться модель мироздания. Там сказано обо всё: о космосе, о смысле жизни, о добре и о зле. Крестьяне это понимали.
Вся эта виртуальная реальность, как раз наоборот – антидом. Дом по своей сути, это место, которое создаётся сообща, семьёй, коллективом. В виртуальной реальности человек всегда один. Он может создать огромный дом, но он останется один. Дом – это общность. А современный человек всё дальше уходит от коллективизма.
Реплика из зала:
То есть важна архитектура?
Н. П. Рябчун:
Символическая наполненность архитектуры, общность моей семьи – вот, что важно.
Реплика из зала:
Правильно ли я понимаю, что именно «дома» сейчас в принципе и нет?
Н. П. Рябчун:
У отдельных людей есть, но у большинства – нет. Есть проблема в том, что дом можно создать только с другими, а другие этого не очень хотят. Вот поэтому и надо искать «сродных людей», которые создадут с тобой дом.
Реплика из зала:
Дом предстаёт как точка опоры.
Н. П. Рябчун:
Естественно, если ты живёшь с близкими, то имеешь поддержку и опору. Друзья, но ведь у нас же тут сидит большинство бездомных людей. Мы все бездомные люди. Мы живём в современном мире. Современный мир это мир бездомных людей. И современная культура создана такими людьми. Надо стиснуть зубы, ну нет дом, значит, терпи. Понимай, что это плохо. Если можешь что-то сделать в этом направлении, то делай, чтобы создать дом.
И если дом – фундаментальнейшее основание нашей жизни, а женщина – это устроительница и хранительница дома и быта. Она сама по себе уже его часть, неотъемлемое звено. И, очевидно, у мужчины и женщины отношение к быту разное. И фактически выстраивается еще один аспект различенности, эта различенность не только биологическая, но и социокультурная.
И если весь предыдущий разговор был связан с абсолютизацией различения мужского и женского, то Анастасия Григорьевна Гачева, отвечая на вопрос бо этой дихотомии, предлагает говорить о любви, причем таким образом и в таком понимании этого слова, когда мужское и женское нераздельно. И можно было бы подумать, что любовь – это то состояние, которое нивелирует различие мужского и женского, делает его не существенным. Но действительно ли это так?
А. Г. Гачева:
Важно, что, когда мы сталкиваемся с хаотическим проявлением матьмы, мы, конечно, понимаем силу и ценность мужского начала, которое, в отличие от пассивного и готового погрязнуть в этом всём женского начала, вырывается и консолидирует мир. Но если мужское будет только само в себе активно двигаться, то в мире оно приходит к дуализму, рацио и орудийно-технической цивилизации. А женский принцип – это «органический процесс» у Фёдорова, то есть эмпатия, душевность. Она даёт уже другой вектор. Орудийная цивилизация требует взять в руку палку или какое-то орудие с тем, чтобы воздействовать на мир. Женщина не изобретает, она занимается собирательством, шьёт, варит и прочее. Это нащупал ещё Соловьёв. В конце «Смысла любви» у него появляется образ сизигии. Вместо бесконечной двойной непроницаемости заступает принцип сизигии, то есть связи, соединенности. Как этого достичь? Он говорит об эротических токах организма, которые будут, как бы истекая от него, проникать во внешнюю среду и преобразовывать её не при помощи орудия, а при помощи просветлённой энергетики эроса. Согласно Горскому, это есть принцип женской эротики. Мужская эротика как бы точечная, а женская охватывает весь организм. Не случайно образ музы – это прекрасная девушка, светящаяся в облаке. Горский опирался на Фрейда, которого очень трансформировал. По Фрейду либидо исключительно мужское, поэтому женщина неполноценна. А Горский это преодолевает, женская эротика оказывается более продуктивной. Это другой принцип действия. Если эту эротику развивать, то в конечном итоге она нам даёт другую перспективу воздействия на мир. Горский анализирует сюжет дачи кожаных одежд Адаму и Еве после грехопадения. Помните? В раю они были наги и не стыдились, ведь это было другое взаимодействие с миром и соединение. Поэтому в любовном акте стремятся к абсолютной полноте соединения существ, но это только миг. То же и дружба, общая работа и дело. Горский полагал, что эта эротика «магнитно-облачная» рисует совершенно иную перспективу единения всех живых существ.