Философия женского рода. Разговоры - стр. 10
Такая была у него интуиция. Это ещё соединялось с умным деланием и молитвенной практикой. Но это уже особый разговор. Для него также важным является сам девственный образ, ещё не затронутый этой страстно-половой изнанкой, которая и превращает женщину в блудницу, во что-то такое… А Образ чистоты и цельности.
Мы можем поговорить про любовь, но выйдя за пределы только женской темы. Любовь, если мы обратимся к Новому Завету, лежащему в основании европейской цивилизации и философии, то найдём в нём знаменитый гимн апостола Павла о любви, что, не имея любви, я «медь звенящая и кимвал бряцающий» (1 Кор. 13:1). Даже говоря о нашем празднике 8 марта, мы его сопрягаем с темой любви. Хотя понятно, что любовь – это то, что соединяет людей разных двух полов. Мы имеем в мировой культуре очень много гимнов любви, написанных мужчинами. Но именно в этот день эта тема особенно проступает. Апостол Павел буквально этот гимн произносит в Первом послании коринфянам. Апостол Иоанн, которого называют апостолом любви, говорит: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4:7). Здесь же рядом знаменитые слова апостола Павла о том, что «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4–7). «Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8), – следует далее. Любовь раскрывается как универсальный принцип бытия. Любовь и в античной философии занимала большое место, например, у Эмпедокла. В его философии он представлял связующий принцип бытия. Любовь – это ещё и образ совершенного бытия. Все, наверное, читали классический текст Владимира Соловьёва «Смысл любви», где он определяет принцип нынешнего мира, пребывающего в состоянии розни и смерти, вытеснения и так далее. Это принцип двойной непроницаемости вещей и существ, когда две вещи не могут занимать одну точку пространства. Мы должны толкать друг друга локтем, не находя места друг другу в одном пространстве. Это принцип войны, вражды между государствами. Везде борьба. Это принцип бытия на всех его уровнях. Принцип любви носит уже обратный характер, это принцип влечения всего ко всему, людей друг к другу, людей к вещам. Это оличевание мира и стремление к Богу. Это соединяющая сила, позволяющая соединять субъекты без ущерба для них, при этом лицо не теряется, не теряется идентичность. Поэтому русские религиозные философы, например, Николай Фёдоров, который близок Соловьёву, говорят о высшем образе любви, который является в Троице. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух как божественное Семейство, в котором все Лица соединены неслиянно и нераздельно. Персонализм и единство не противоречат друг другу. Здесь не обособляющего индивидуализма-эгоизма, здесь нет места превознесения над другим, что, кстати, является мужским принципом. За этим следует принцип отталкивания, когда бунтари бегут от всех.