Размер шрифта
-
+

Философия права - стр. 5

. И далее известный юрист подчеркивает, что философия права «не должна создавать нового содержания высшим юридическим понятиям, ей следует ограничить свою задачу определением природы, установлением отличительных признаков тех явлений общественной жизни, которые носили и носят в разное время и у разных народов название права, государства, преступления и т. д. Без таких формальных понятий, вырабатываемых философией права, догма отдельных юридических наук будет всегда страдать неточностью заключений»[6]. Важными в методологическом ключе представляются идеи И.В. Михайловского, который считает философию права гармоничным единством юридических знаний, соединяющим философию и правоведение[7].

Продолжая спор, начатый более 100 лет назад, В.Д. Зорькин отмечает, что «призвание философии права и носителей ее заключается в том, чтобы, не отрываясь от народа, доносить ему идеи, которые ведут к праву, ведут к истине»[8]. Здесь точно подчеркнуто главное направление философского познания – путь к праву и истине, причем, что также важно, не превращая философию в материю, далекую от большинства людей, и оттого предупреждение: «не отрываясь от народа» предстает крайне актуальным.

В.С. Нерсесянц осуществляет поэтапный, многоступенчатый подход к формулированию предмета философии права. По его мнению, в самом общем виде «предмет философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) – это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве»[9]. На основе аргументации о соотношении сущности и явления уточняется, что «предмет философии права – это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве»[10]. Далее, как отмечается, конкретизация определения предмета философии права зависит от понимания сущности права в конкретной концепции философии права и согласно либертарно-юридической концепции, разработанной В.С. Нерсесянцем, сущность права – это формальное равенство[11] (выделено автором). Очевидно, что известным ученым признается зависимость предмета философии права от понимания сущности права применительно к существовавшим или существующим концепциям правопонимания. Полагаем, что в настоящее время с учетом многовекового опыта человечества по созданию и воспроизводству права, вмещающему в себя множество правовых концепций, не состоялось универсального, единого, признаваемого всеми учеными (или хотя бы подавляющим большинством) единственного определения права, постулирования его сущности. Количество концепций, отражающих подходы к пониманию права, продолжает возрастать. В каждой концепции присутствует собственная сущность. Получается, что сущностей права много, и поэтому каждая вновь формируемая концепция увеличивает сущности права.

Страница 5