Философия права - стр. 31
6) параллельное развитие теории государства и права и философии права в современной российской юридической науке.
Этапы с третьего по шестой выделены применительно к тенденциям развития отечественной правовой науки – в науке зарубежной существует, например, определенная специфика в восприятии места теоретического знания в системе представлений о праве, там не было периода безраздельного господства теории государства и права, как в советской юридической науке, в связи с чем выделение общей, универсальной периодизации не представляется возможным.
1. Развитие представлений о праве в рамках общефилософских недифференцированных представлений.
Философское постижение правовой реальности сопровождало социум на всем протяжении его государственно оформленной стадии развития. Как отмечалось выше, зарождение философии права как обобщенной области познания правовых явлений состоялось в период Античности, когда уже появились первые концептуальные формы выражения знания о социальном мире, месте в нем государства, права.
Вместе с тем первоначальный этап развития философских представлений о праве – это лишь первые шаги в постижении философствующим человеком тех рамок, которые он может установить сам себе в государственно организованном социуме. Изящные философские построения древнегреческих философов, изречения Конфуция или индуистских мудрецов, софистика христианских богословов – познание, обращенное на себя самого, неизбежно приводило человека на каждом историческом этапе к определенным выводам о том, как наиболее рационально, правильно обустроить общество, в котором он живет. Отсюда стремление к построению идеальных конструкций и моделей, в которых важное место отводилось норме поведения. В государственно организованном обществе одно из центральных мест, разумеется, было отведено именно норме правовой.
Но в силу сравнительно малого накопленного багажа знаний о мироустройстве на первоначальном этапе все основные знания, как в правовой, так и в иных сферах, вполне могли быть объединены под одной «крышей» философии.
О.В. Мартышин справедливо отмечает, что, «возникнув рядом с религией, философия также претендовала на универсальный характер, на абсолютное и всеобъемлющее знание мира. Философии чужда специализация. До XIX в., когда колоссальное увеличение объема знаний привело к признанию необходимости постепенно возникающей дифференциации наук, философы были универсалами. Представления о государстве и праве включались во всеохватывающую систему философии, так же как прежде в религию»