Размер шрифта
-
+

Философия права - стр. 25

.

Категории «количество», «качество», «мера» являются категориальным каркасом закона перехода количественных изменений в качественные. На философско-теоретическом (онтологическом) уровне понимания мера означает предел, в котором количественные изменения не приводят к качественным изменениям. В методологии юридической науки философские категории «количество», «качество», «мера» исследуются как инструменты постижения правовой реальности, в частности анализируются такие проявления в праве, которые подпадают под категорию «мера» и соответственно могут быть восприняты. В познавательно-прикладном значении мера характеризуется как критерий (признак), основанный на образце, эталоне, выражающий предел некоторого состояния явления или процесса. В этом смысле мера характеризует право, правовую систему, нормы права.

Мера характеризует право: право должно иметь меру в качественном показателе – не вторгаться в сферы, для права не характерные, и в количественном отношении – когда речь идет о конкретных пределах правового регулирования. Мера характеризует правовую систему: категория меры может быть использована для описания критерия, который характеризует правовую систему как стабильную. Его можно назвать «мерой стабильности правовой системы». Таким образом, мера выступает как внешний показатель, эталон, соответствуя которому в качественном и количественном выражении правовая система может считаться стабильной. Можно допустить, что мерой правовых явлений, правовой сферы жизни общества выступает теоретическая модель правовой системы. В частности, она является мерой их системности. Мера характеризует нормы права: норма права может быть охарактеризована как мера поведения людей, и сама норма права имеет меру – пределы воздействия на поведение людей. Мера проявляется и в структурных элементах нормы права, причем наиболее сложным и многообразным это проявление оказывается в санкции нормы[42].

Изложенное выше характеризует применение философской категории «мера» в качестве диалектической конструкции для познания правовых явлений. Диалектика выступает здесь как метод теоретико-правового познания. Рассмотрим некоторые методы на основании представленной нами классификации.

Позитивизм. К традиционной методологии научных исследований относится позитивистская философско-методологическая доктрина права. Юридический позитивизм остается практически единственным методом, с помощью которого создана развитая теория права, пользующаяся большой популярностью у юристов[43].

Позитивистская доктрина выражается в юриспруденции в догматическом, или формально-юридическом (юридико-догматическом), методе, который до сих пор является главным частнонаучным методом юридической науки и заключается в догматическом анализе (описании) действующего законодательства при абстрагировании от иных социальных явлений. Анализ правовых явлений осуществляется сквозь призму действующей правовой нормы.

Страница 25