Философия права - стр. 10
«Философия права не соперничает с теорией права, поскольку она располагает своими источниками. Если теория права довольствуется объяснением, согласно которому основу права составляет слагаемая воля в лице института государства, то философия права, обращаясь к онтологическим основаниям права и рассматривая иные его дискурсы, не только размышляет над тем, что движет волей государства, но и находит другие причины возникновения, становления и развития права»[19]. Очевидно, что в данном случае акцент сделан на онтологических основаниях понимания предмета философии, ее назначения.
По мнению С.С. Алексеева, «философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, в человеческом бытии. Она предстает как научная дисциплина, которая призвана дать мировоззренческое объяснение права, его смысла и предназначения для людей, для каждого человека, обосновать его под углом зрения сути человеческого бытия, существующей в нем системы ценностей»[20]. В данном подходе к пониманию назначения философии права, по существу – ее предмет, можно выделить онтологические основания, мировоззренческие, аксиологические.
Другими авторами очерчивается круг вопросов, которые рассматриваются философией права: 1) о смысле и сущности справедливости – один из важнейших вопросов философии права, который подчеркивает связь с нравственной философией, можно его также трактовать как вопрос об обосновании возможности естественного начала в праве; 2) о нормативно-принудительной силе права, т. е. почему человек через волю должен подчиняться праву, и как действует механизм властного принуждения; 3) о происхождении, сущности и значении позитивного права (задача, в рамках которой выясняется характер правовых норм), тесно связанный с решением предыдущих двух вопросов, – он обеспечивает оправдание позитивному праву; 4) об отношении личности к праву как в процессе соприкосновения с правовой реальностью на чувственно-эмоциональном уровне, так и в процессе познания норм и структуры права на рационально-теоретическом уровне[21].
Анализ научной и учебной юридической литературы (в области философии права появляется все большее количество научных и учебных изданий) показывает, что отсутствует одно-единственное всеми принимаемое формулирование предмета философии права. Это вполне объяснимо, учитывая, что и само право не имеет однозначной и всеми признаваемой трактовки, выраженной в определении, которое зависит от типа правопонимания, тех методологических, мировоззренческих, аксиологических подходов, которые доминируют в данной правовой концепции. Предмет философии права следует соотносить с объектом, функциями и задачами философии права.