Размер шрифта
-
+

Философия. Краткий курс - стр. 19

• бытие не возникает и не исчезает;

• бытие непрерывно и однородно;

• бытие равно самому себе;

• формой бытия является совершенная сфера.

Бытие вневременно: оно не имеет ни прошлого, ни будущего, лишь настоящее. «Путь истины», позволяющий заглянуть за границу вечно меняющихся вещей, приводит к осознанию наличия бытия, никем и ничем непорожденного, неуничтожимого, неизменного и т. д.

4. Парменид первым из европейских философов обозначил проблему и категорию бытия. Главный вопрос философии – о соотношении бытия и мышления – Парменид решал так: «Всё, что мыслим, есть бытие». Следование «пути истины» порождает тезис о тождестве бытия и мышления: «Мыслить и быть – одно и то же». Аналогичным образом Парменид решает проблему небытия.

Логика его суждений следующая:

• всё, что мы мыслим, есть бытие;

• небытие мы помыслить не можем;

• следовательно, небытия нет;

• поскольку его нет в нашем мышлении, постольку оно немыслимо и невыразимо.

5. Зенон Элейский (ок. 490–430 до н. э.) вслед за Парменидом отдает первенство разумному познанию над чувственным. Согласно его учению, лишь разум может претендовать на истинность. Зенон развил многие идеи Парменида. Так, Парменид доказывал существование единого, а Зенон пытался опровергнуть существование многого. Он приводил доводы, отрицающие движение, указывающие на то, что оно противоречиво и, следовательно, не существует.

6. Зенон известен своими логическими парадоксами – апориями.

Апория (греч. aporia – затруднение, недоумение) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием меж ду данными опыта и их мысленным анализом.

Апории служили логико-математическим обоснованием концепции Парменида о вечном, едином и неизменном бытии, доказывая противоречивость движения и, следовательно, его относительность, не-бытийность. Наиболее известные апории Зенона: «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадий».

Апория «Ахиллес и черепаха», по мысли Зенона, является аргументом отсутствия движения и неизменности бытия. Соревнуясь между собой в скорости, Ахиллес и черепаха одновременно начинают бежать, при этом на старте черепаха находится чуть впереди Ахиллеса. Когда Ахиллес добегает до места, с которого стартовала черепаха, она уже успела проползти некоторое расстояние. Когда Ахиллес достигает этого места, черепаха уже проползла дальше, и так снова и снова. В результате Ахиллес так и не сможет догнать черепаху, потому что хотя расстояние между Ахиллесом и черепахой будет становиться все меньше и меньше, но тем не менее оно всегда будет.

11. Пифагорейская философская школа

Страница 19