Философия - стр. 70
Немецкий философ предлагает разные формулировки категорического императива. Одна из них гласит: «Поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама могла стать всеобщим законом». Кант обращает внимание на то, что в сфере практического разума мы не только подчиняемся закону – сам этот закон есть результат нашей рациональной деятельности. Мы сами своей волей и разумом предписываем себе закон для исполнения. Категорический императив имеет и другую формулировку: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Механизмом реализации нравственного закона, согласно Канту, является долг. Неукоснительно следуя ему, человек все же не может стать гарантом морали в силу непреодолимости частного интереса, эмоций и т. д. Таким гарантом может быть только Бог. Немецкий мыслитель впервые предлагает нравственное обоснование бытия Бога, которое гласит: «Если есть мораль, должен быть и Бог как ее гарант».
Рассматривая проблемы теоретического и практического разума, И. Кант отмечает, что человек одновременно является существом конечным и бесконечным. Он конечен как феноменальное существо – существо природы и бесконечен как существо, наделенное разумом, способное силой своей мысли выйти за границы этой конечности. В связи с этим в «Критике практического разума» немецкий мыслитель отмечал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Наличие звездного неба над головой, наличие множества миров как бы принижают значимость человека, указывают на то, что человек – это всего лишь точка во вселенной и что после своей смерти человек окончательно растворится в природе. Моральный закон, напротив, увеличивает ценность человека как мыслящего существа; он открывает человеку жизнь, не зависящую от его животной природы, от всего чувственно воспринимаемого мира. Человек, по мнению Канта, – это конечная цель самой природы, благодаря которой сама природа перестает быть бесплодной пустыней.