Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 45

(ок. 480–525) или Исидор Севильский (ок. 560–636), скорее были исключением, чем правилом для культурного развития Европы того времени.

Подниматься на ноги западноевропейская культура начинает только после того, как народам данной территории постепенно удается выйти из-под владычества варваров и укрепить свою государственность. Карл Великий, который в VIII в. восстанавливает имперский уклад на территории, освобожденной от лангобардов Италии, возрождает латинский язык, основывает школу, которую по примеру платоновской называет Академией, поскольку громадная империя требовала для управления ею большого числа образованных людей[6]. Ученые, собравшиеся при королевском дворе, накапливали рукописи, интересовались античной литературой, пытались разрабатывать и совершенствовать принципы христианской теологии. Кроме того, мыслителями этого круга впервые была поставлена задача соотнесения истины веры с существующим на тот период научным знанием. Только к XI в. в Западной Европе возникают первые университеты: в 1088 г. в Болонье, около 1096 г. в Оксфорде (это примерно на 550 лет позже, чем в Константинополе, и более чем на два века позже, чем в арабских Фесе и Кордове). С конца XI – начала XII в. в ходе многочисленных крестовых походов и военных завоеваний реконкисты[7], по мере улучшения материального положения[8] в Западной Европе возникла возможность преодоления упадка в важнейших сферах человеческой жизнедеятельности, приобщения к наследию античности через работы арабских и византийских авторов. В итоге происходит заметное оживление западноевропейской философской мысли, что служит основанием будущей эпохи Возрождения на территории европейских стран. На основе усиления рационалистических тенденций в философии и науке формируется схоластическая традиция.

Крупнейшим представителем высокой схоластики является Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Он стремился реализовать основную цель схоластической философии: оправдать догматы веры средствами человеческого разума. Тем самым в трудах Ансельма Кентерберийского развивается характерный для схоластики стиль мышления, опирающийся на умозрительное рассуждение с использованием абстрактных понятий. Философы-схоласты, чтобы повысить точность мышления, пытаются понять, как осуществляется процесс мышления. Их внимание привлекают общие понятия – универсалии. Всестороннему обсуждению подвергается вопрос о соотношении общего и единичного, а также как существует общее в единичном (самостоятельно?). Тот, кто считал, что общее существует в действительности, стал называться

Страница 45