Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 15

функция связана с выдвижением и обоснованием критериев оценки значимости явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и исследованием путей формирования новых ценностей. Праксиологическая необходима, чтобы раскрыть механизм социальных действий в производственной и общественной сферах. Она решает задачу выбора социально, экономически, политически и технически оправданных целей действия. Для практики исключительно важно установить эффективность действий в зависимости от применяемых средств и их соответствия поставленным целям. Наконец, антропологическая функция направлена на развитие личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивированием творческого и ответственного отношения к действительности.

Открывая мир жизненных ценностей, философия определяет общую стратегию создаваемых программ деятельности. Под ее влиянием происходят перестройка и развитие самой культуры, что проявляется в форме своеобразных мутаций, когда культура начинает функционировать в ритме открытых философией ценностей.

Модуль 2. Исторические типы классической философии

Глава 2.1. Философия древних цивилизаций

2.1.1. Единство мира и человека в философии Древнего Востока

К Древнему Востоку традиционно относят ряд цивилизаций и культур – Египет, Месопотамию, Палестину, Иран, Индию, Китай, имевших в III–I тыс. до н. э. государственность, высоко развитые земледелие, скотоводство, ремесла и торговлю, создавших разветвленные религиозно-мифологические картины мира, письменность и начала наук. В определенной мере во всех древних цивилизациях имелись предпосылки к формированию философского мировоззрения. Однако в Древнем Египте, Месопотамии, древних культурах Ирана, Палестины сформировалась лишь предфилософия – разрозненные фрагментарные элементы рационального способа прояснения мировоззренческих проблем, не преодолевшие прочную религиозно-мифологическую конструкцию картин мира. Возможно, это объясняется существованием в этих культурах весьма замкнутых прослоек жрецов – хранителей знания, монополизировавших результаты и способы познания в своих узких кругах. Те древние общества, в которых предфилософия не развилась в философское мировоззрение, более или менее широко распространившееся в широких слоях населения, приходили в упадок, постепенно разрушались, угасали. Там же, где духовный опыт общества находил свое дальнейшее развитие в форме философских учений, культура как ядро цивилизации обретала новые основания для сохранения и обновления.

Страница 15