Размер шрифта
-
+

Философия - стр. 12

Глава 1.2. Специфика философского знания и проблемное поле философии. Функции философии

Философия призвана вырабатывать целостный взгляд на мир и место в нем человека. Слово «философия» буквально означает любовь к мудрости (от греч. phileo – любовь + spohia – мудрость). Ввел его в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор (ок. 580–500 до н. э.).

Одной из кардинальных проблем философии является проблема смысла и целей человеческого существования. Жизнь людей протекает в активном взаимодействии с окружающей средой, где они добывают вещество и энергию, и друг с другом, что позволяет им согласовывать свои действия и кооперировать усилия. Такое взаимоотношение требует обоснования человеком избранной жизненной позиции. Этим занимается философия. Уникальность человеческой деятельности состоит в том, что люди приспосабливаются к миру, изменяя сами условия существования.

Непросто обозначить предметную область философии. Если к этой задаче подходить с привычными мерками науки, ее не решишь: философия содержит не только определенные знания, но еще и ценности; она показывает не только то, каков объект в своем реальном существовании, но и какой он несет социально-культурный смысл, каким с позиции человека достоинством он обладает. Обращает на себя внимание одно весьма примечательное обстоятельство: мир интересует философов не как представителей частных областей знания не сам по себе: он имеет для них значимость потому, что является сферой существования людей и полем их деятельности.

Известны три основные концепции по вопросу специфики философского знания. Согласно первой из них, философия занята поиском первоначал бытия. Эта концепция восходит к Аристотелю (348–322 до н. э.), который ввел термин «метафизика» для обозначения области познания, исследующей общие принципы организации сущего, возвышающиеся над знаниями о естественных явлениях природы. С тех далеких времен понятие «метафизика» часто используется как эквивалент понятия философии. Вторая концепция своеобразие философии усматривает в характере философского мышления. Л. Витгенштейн (1889–1951) полагал, что философия призвана распутывать клубок из разных значений слов, осуществляя селекцию осмысленных высказываний. Третья точка зрения признает философию за учение о коренных принципах бытия человека в мире.

Достаточно полно проблемное поле философии очертил И. Кант (1724–1804). Он был убежден, что философия призвана ответить на четыре основных вопроса: что я представляю как человек? Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы указывают на фундаментальные формы отношения человека к миру: бытийственную, познавательную, ценностную и практическую. Такие отношения обусловливают структуру философского сознания, представленную в четырех важнейших разделах данной дисциплины: онтологии – теории бытия, гносеологии – теории познания, аксиологии – теории ценностей и праксиологии – теории деятельности. С учетом современного состояния философского знания перечень структурных элементов философии можно расширить, включив в него социальную философию, изучающую отношения человека с общественными институтами; философию истории, исследующую эволюцию общества в аспекте взаимодействия объективных условий и субъективных сил; философскую антропологию, рассматривающую человека как универсальное существо, выступающее субъектом собственного жизнеустройства; этику – учение о нравственности; эстетику – учение о прекрасном и историю философии.

Страница 12