Феноменология зла и метафизика свободы
1
В этом параграфе часто придется обращаться к чеканным формулам Ж.-П. Сартра из третьей части трактата «Бытие и ничто» («Бытие-для-другого»), в которых прописана парадоксальность и трагичность феноменологии любовных отношений. Приводятся они в блистательном переводе В. Бибихина (см.: Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык и мазохизм // Проблема человека в Западной философии. М., 1988. С. 207–229).
2
Бахтин. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 90, 411.
3
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодиции в 12 письмах свящ. Павла Флоренского. М., 1914. С. 439.
4
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письмах свящ. Павла Флоренского. С. 586.
5
Володин А. Одноместный трамвай. Записки несерьезного человека. М., 1990. С. 47.
6
См.: Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 247–262.
7
Там же. С. 529.
8
Малахов В. А. Стыд. М., 1989 С. 24.
9
Ницше Ф. Собр. соч. М., б.г. Т. 7. С. 130.
10
Соловьев В. С. Избр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 225–226.
11
Там же. С. 456.
12
Адамович Г. Комментарии //Знамя. 1990. № 3. С. 159.
13
Шопенгауэр А. Афоризмы о житейской мудрости (Parerga und Paralipomena). СПб., б. г. С. 119–124.
14
Симонов К. Глазами человека моего поколения //Знамя. 1988. № 3–5.
15
Володин А. Одноместный трамвай. Записки несерьезного человека. М., 1990. С. 44.
16
Шпет Г. Г. Сознание и его собственник // Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве 1891–1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916. С. 158.
17
Карасев Л. В. Философия смеха. М: Росс. гуманит. ун-т, М.: Российский гуманитарный университет, 1996; Козинцев А. Г. Человек и смех. – СПб: Алетейя, 2007.
18
Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры //Логос. 1911–1912. Кн. 2, 3. С. 2–3.
19
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 200–201.
20
Бахтин М. М. К философии поступка. С. 121.
21
Шевчук Ю. Я. – церковь без крестов // Ленинградский литератор. 1989. № 2. С. 8.
22
Там же.
23
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 181.
24
Там же. С. 129.
25
См., например: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М., 1925; Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977; Ершов П., Русакова Е., Симонов П. Самая верная проба души //Наука и жизнь. 1982. № 8. С. 24–29.
26
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1985; Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
27
Cм. указанные работы А. Н. Лука, П. В. Симонова и других авторов.
28
Такая работа исчерпывающим образом проделана В. Я. Проппом (см.: Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976).
29
Brandes G. Aestetische Studien. Charlottenburg, 1900. S. 278.
30
Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900. С. 7.
31
О понятии нормативно-ценностной системы и его роли в анализе понимания и осмысления см. работы: Гусев С. С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. М., 1985; Тульчинский Г. Л. Проблема осмысления действительности. Л., 1986; Тульчинский Г. Л. Нормативно-ценностная природа осмысления действительности. Л., 1987.
32
Пропп В. Я. Проблема комизма и смеха. С. 17.
33
Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1961. Т. 13. С. 190.
34
Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха С. 44.
35
Согласно классической формуле герои трагедии – короли и аристократы, персонажи комедии – буржуа, крестьяне, мещане и прочие обыватели. Отбросив эту формулу, Лопе де Вега, Шекспир и Тирсо де Молина создали «дворцовую комедию», персонажи которой остались тем не менее в кругу частных, семейных, любовных и прочих типически узнаваемых «массовидных» отношений. Подробнее см.: Штейн А. Л. Философия комедии //Контекст-1980. М., 1981. С. 249.
36
Ликок С. Юмористические рассказы. М.;Л., 1967. С. 201.
37
Hecker E. Die Psychologie und Psychologie des Lachelns und des Komischen. Berlin, 1873.
38
Розанов В. Избранное. Мюнхен, 1970. С. 334. Однако это не мешало самому В. В. Розанову – великому российскому ернику – юродствовать и кривляться самому до абсурда, эпатируя публику.
39
См.: Симонов П. В. 1) Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; 2) Что такое эмоция. М., 1966 и др.
40
Неделя. 1982. № 25. 21–27 июня. С. 22.
41
Гилберт Дж. Н., Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М., 1987.
42
См.: Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985. С. 20.
43
Там же. С. 251.
44
Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. С. 149.
45
Луначарский А. В. Будем смеяться //Вестник театра. 1920. № 58. C. 7.
46
Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. С. 149.
47
А. Бэйн говорит об осознании своей силы и освобождении от напряжения как о двух главных причинах смеха. См.: Bain A. The emotions and the will. Lon-don, 1980.
48
См.: Morreal J. A. A new theory of langther // The Philosophica / Studies. 1982. № 42. P. 249.
49
Как показывают данные нейрофизиологических исследований функциональной специализации полушарий головного мозга, положительные эмоции, включая смех, связаны с левым полушарием, отвечающим в норме за речевую деятельность человека и другие формы социализации.
50
Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983; Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Сафронова Е. С. Дзенский смех как отражение архаических земледельческих праздников // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980. С. 68–78.
51
См. также смех в эйфорическом состоянии наркотического (например, алкогольного) опьянения.
52
См., например: Борев Ю. О комическом. М., 1957; Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1961; Николаев Д. Смех – орудие сатиры. М., 1962.
53
См. также: Смех – лекарство, которым мы пренебрегаем // За рубежом. № 30(1483). С. 24.
54
См.: Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. С. 442–485.
55
Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М., 1988. С. 281–309.
56
Шефтсбери А. Эстетические опыты. М., 1975. С. 317.
57
Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1973. Вып. 308. С. 274.
58
Об объединяющем и разъединяющем (отчуждающем) смехе см.: Смирнов И. П. Древнерусский смех и логика комического // Тр. отделения древнерусской литературы ИРЛИ. 1977. Т. 32. С. 309.
59
Как это утверждается, например, в работах: Кононенко Е. И. Художественная семантика иронии // Философско-методологические проблемы социально-гума¬нитарного знания. М., 1983. Ч. II. С. 69–73; Русакова Е. А. Проблема комического с точки зрения информационной теории эмоций //Там же. С. 78–82.
60
Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. С. 137; Мальчукова Т. Г. К проблеме комического в античности //Античность и современность. М., 1972. С. 162.
61
См. также: Хализев В. Е., Шихин В. Н. Смех как предмет изображения в русской литературе XIX в. //Контекст-1985. М., 1986. С. 176–226.
62
Ницше Ф. Собр. соч. М., б. г. Т. 7. С. 167.
63
Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902. С. 143.
64
Паскаль Б. Мысли. СПб., 1888. С. 117.
65
Исчерпывающий обзор см.: Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. I, 2. М., 1986.
66
Чаадаев П. Я. Соч. и письма. М., 1913. Т. I. С. 147. Там же
67
Там же.
68
Володин А. Одноместный трамвай. С. 38.
69
Там же. С. 45.
70
Там же. С. 36–37.
71
Там же. С. 37.
72
Котик М. А. Об одной модели опасного поведения и творческой деятельности //Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1987. Вып. 746.