Размер шрифта
-
+

Феноменология зла и метафизика свободы - стр. 78

Показателен опыт организации экономического стимулирования труда ивановских ткачих. Анализ показал, что наиболее значимыми стимулами для большинства из них оказались не денежные премии, не переходящие вымпелы и грамоты, а статья или хотя бы заметка о них в газете, даже в многотиражке, но желательно с фотографией. Большинство молодых работниц приехали из села, и поэтому им очень хотелось бы послать родным и близким такую газету, в которой говорилось бы об их успехах.

В своих многочисленных интервью известный эстрадный композитор и исполнитель Р. Паулс постоянно подчеркивает, что оглушительный успех его эстрадной деятельности для него не столь существенен, как его работа в классической музыке и с детскими хорами народной песни. Большую часть времени он действительно вкладывает именно в эту работу, рассматривая свою эстрадную практику как несущественную, сопутствующую. Более того, он ее считает чисто таперскими импровизациями и поэтому не придает значения нередким упрекам в компиляции и плагиате. Эта деятельность для него не существенна по сравнению с той, которой он придает значение и критикой которой действительно раним.

«Значимые другие» – не только источник гордости, но и стыда. Истинная скромность – перед значимым для человека, перед святым для него. Например, «…перед человеком, которого мы почему-то вознесли в своей душе. И перед морем мы скромны. И перед войной мы скромны. Перед деревенской девушкой на речке мы скромны. И перед собором, костелом, мечетью, церковью мы скромны»[71].

Если естественные авторитеты – «значимые другие», такие как родители, учителя, наставники, по каким-то причинам утратили реальный авторитет, то «значимые другие» находятся или человек сам себя уверяет в том, что их нашел. Нередко такими «значимыми другими» становятся просто те, кто замечает и одобряет проявления стремления выделиться. Такими «значимыми другими» становятся уличные компании или компании одноклассников, «фанатики» какого-то спортивного клуба, ансамбля, исполнителя, а то и просто танца. «Фанатики» в кавычках потому, что собственно фанатиками «единомышленники и соратники» в этом случае не являются. Это они убеждают и заговаривают друг друга в «фанатизме», собственной «крутости», потому как это является их чуть ли не единственным средством выделиться, быть замеченными и поддерживать друг друга в этой значимости своей деятельности. Если нет авторитетов, то авторитеты те, кто вместе со мной. И вот мы уже авторитеты друг для друга просто потому, что «мы вместе» – собственно как и поет об этом в песне с таким названием Константин Кинчев.

Страница 78